Posted 3 октября 2005,, 20:00
Published 3 октября 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:29
Updated 8 марта, 09:29
– Где вы предпочитаете смотреть фильмы – дома или в кинотеатре?
– Я не так часто это делаю, но если смотреть – то в кинотеатре. У меня любовь к кино носит чисто теоретический характер. Я, скажем, вижу DVD с последним фильмом Джима Джармуша или Питера Гринуэя, и, чтобы удовлетворить свою теоретическую любовь к кино, я этот фильм покупаю. И он лежит потом годами весь в целлофане. Дойти до кинотеатра – это в среднем получается раз в один-два месяца. В основном когда приглашают друзья на какие-то кинопремьеры.
– То есть по своей воле вы бы не пошли?
– По своей воле я хожу только при одном-единственном раскладе, а именно с ребенком Александрой Артемьевной. С ней мы, таким образом, пересмотрели все эти смешные фильмы типа «Шрек» или «Чарли и шоколадная фабрика».
Если не считать детских кинопросмотров, то в основном я хожу в кинотеатры по приглашению Сэма Клебанова, моего приятеля и хозяина кинопрокатной фирмы, и там с большим удовольствием смотрю всяческие артхаусные фильмы. А голливудские так называемые боевики я практически не смотрю. «Титаник» Джеймса Камерона, например, я не видел. Одну из серий «Властелина колец» Питера Джексона я смотрел в самолете во время какого-то трансокеанского перелета, и мне этого более чем хватило. Я понял, что правильно делаю, когда не хожу на эти блокбастеры. Кроме помпы, насилия и спецэффектов ничегошеньки там занимательного нет.
– А русское кино – оно еще хуже, чем иностранное, или наоборот?
– Последний русский фильм, который я смотрел, был «Настройщик» Киры Муратовой – очень симпатичный фильм. До этого Сергей Соловьев приглашал меня на фестиваль в Ханты-Мансийск, где демонстрировалось много новых русских фильмов. Но так получилось, что там меня привлекли разные зимние виды спорта. И вместо того чтобы смотреть новое русское кино, я бултыхался в сугробах. Боюсь, что эта история красочно характеризует мое отношение к кино вообще и к новому русскому в частности.
– А правда, что вы вели в начале восьмидесятых программу на латвийском телевидении вместе с Юрисом Подниексом?
– Да, с 1983 по 1986-й, это была программа «Видеоритмы». Такая моднейшая культовая ночная музыкальная программа, где мы пиратским образом демонстрировали латвийскому советскому народу иностранные видеоклипы. Было трое ведущих: Янис Шипкевис, Юрис Подниекс, который комментировал видеоряд, и я – такой русский человек, московский авторитет, который их как бы прикрывал. Хотя на самом деле в Москве я был в то время под полным запретом.
– Что можно комментировать в клипах?
– Тогда это была совсем новая история. И клипы делали не ремесленники несчастные, а серьезные люди. Антониони и Годар, например. Это сейчас одни компьютерные эффекты и подтанцовки. А Подниекс был интересным молодым человеком, модным. Мы общались потом до самой его смерти. Впрочем, к кино это мало имеет отношение.
Хотя я и сам снимался в кино. Есть такой фильм Ромы Качанова «Даун Хаус» – я там снялся в роли Тоцкого, сластолюбца, совращающего школьниц. Это такая кислотная, безумная экранизация «Идиота» Достоевского. Но опять же я снимался там не потому, что испытываю какой-то трепет по этому поводу. Просто есть какое-то количество симпатичных мне людей среди киношников. В «Даун Хаусе» меня соблазнил сняться Ваня Охлобыстин, там же мы познакомились с Романом Качановым, который оказался симпатичным человеком. И он потом снял меня в еще одном своем фильме, который называется «Арье». Это такая мелодрама на русско-еврейские темы. Тоже играл там малоприятного персонажа, такого киллера.
– Не может быть, чтобы не было ни одного фильма в прошлом, который произвел бы на вас большое впечатление.
– Такие фильмы, конечно, были. Своей «некиношностью» я вовсе даже не бравирую. Ничего хорошего в таком отношении к кино нет, просто у меня так происходит.
Но с кино связано одно из вообще первых моих воспоминаний в жизни. Мне было три или четыре года, мы ездили на отдых в город Ейск на Азовское море. И там родители впервые взяли меня в кинотеатр на моднейший в то время советский фильм под названием «Последний дюйм» («Последний дюйм» – режиссеры: Т.Вульфович, Н.Курихин , 1958. – Прим. ред.) по рассказу Джеймса Олдриджа с шикарной песней «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня». До сих пор я отношусь к этому фильму очень нежно. Недавно смотрел его по телевизору, обнаружил, что воспоминания мои сильно искажены, тем не менее получил массу удовольствия.
Я вообще люблю многие фильмы 60-х, 70-х, 80-х годов. Мне очень нравятся многие ранние фильмы Дэвида Линча, Вима Вендерса, Стэнли Кубрика. Если говорить о русских фильмах, то мои вкусы неоригинальны – мне нравятся фильмы Тарковского и Гайдая. Такие два полюса, а то, что в середине, не особо вдохновляет.
– А посвежее?
– Самое мрачное впечатление, которое меня долго преследовало, – это фильм «Необратимость» с Моникой Белуччи. Ужасный фильм, но очень сильный. Единственный, который меня преследует.
А если говорить о самом последнем времени – то это тайваньский фильм «Капризное облачко» режиссера Цай Минь-Ляна. Порно-мюзикл. Очень порадовал.
СПРАВКА
Артемий Кивович ТРОИЦКИЙ родился в 1955 году.
С 1963 по 1968 г. жил в Чехословакии.
В 1989–90 гг. работал в Лондоне.
1967 г. – дебют в музыкальной журналистике – рецензия на Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band была опубликована в школьном самодельном журнале New Diamond.
С 1972 по 1974 г. первый в Москве диск-жокей – вел дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4.
В конце 70-х – начале 80-х годов – организатор подпольных рок-концертов и фестивалей в Москве, Тбилиси и Черноголовке, в которых принимали участие «Машина времени», Майк Науменко, «Кино» и другие известные группы и музыканты.
С 1983 по 1986 г. на латвийском телевидении вместе с режиссером-документалистом Юрисом Подниексом («Легко ли быть молодым?») вел первую советскую программу о видеоклипах «Видеоритмы».
1995 г. – основатель и первый главный редактор русского журнала Playboy.
1999 г. – ведущий программы «FM Достоевский» – «Эхо Москвы».
СПРАВКА
КНИГИ (ИЗБРАННОЕ)
1999 г. «Интересные времена» (издано в Финляндии)
1990 г. «Тусовка. Что случилось с советским андерграундом» (издано в Италии, Англии, Голландии)
1991 г. «Рок в Союзе: 60-70-80-е» (издано в Великобритании, США, Германии, Японии и др.)
1987 г. «Васк in the USSR: the True Story of Rock in Russia» (издано в Лондоне)
ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ
«Непрощенный» / Unforgiven /, реж. Клинт Иствуд, 1992
«Бразилия» / Brazil /, реж. Терри Гиллиам, 1985
«Небо над Берлином» / Der Himmel uber Berlin /, реж. Вим Вендерс, 1987
«Сталкер», реж. Андрей Тарковский, 1979
ФИЛЬМОГРАФИЯ
«Арье» (реж. Роман Качанов, 2005)
«Даун Хаус» (реж. Роман Качанов, 2001). На саундтреке к фильму записана песня А.Троицкого «Cнег c ее волос»
ЛЮБИМЫЕ АКТРИСЫ
Марина Неелова – «Старая, старая сказка», реж. Надежда Кошеверова, 1970
Брижит Бардо – «И Бог создал женщину» /Et Dieu... crea la femme/, реж. Роже Вадим, 1956
Джина Лоллобриджида – «Фанфан – Тюльпан» /Fanfan la Tulipe/, реж. Кристиан Жак, 1952
Моника Белуччи – «Необратимость»/ Irreversible/, реж. Гаспар Ноэ, 2002
ЛЮБИМЫЕ АКТЕРЫ
Жерар Филип – «Монпарнас, 19» / Montparnasse 19 /, реж. Жак Беккер, 1958
Клинт Иствуд – «Хороший, плохой, злой» / The Good, the Bad and the Ugly /, реж. Серджио Леоне, 1966
Жан Поль Бельмондо – «Великолепный» / Le Magnifique/, реж. Филипп де Брока, 1973
Джордж Клуни – «Вне Поля Зрения» / Out of Sight /, реж. Стивен Содерберг, 1998