Posted 3 февраля 2005,, 21:00

Published 3 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Без скрипа и боли

Без скрипа и боли

3 февраля 2005, 21:00
Ежегодно к медикам по поводу болей в суставах обращаются примерно 12,5 млн. пациентов. В России различными ревматологическими заболеваниями страдают около 80% людей старшего и среднего возраста, а часто и совсем молодые. Вот что рассказывает об этой проблеме академик Российской академии наук (РАМН), профессор, доктор м

– Валентина Александровна, можно ли избежать такой распространенной болезни, как ревматизм, или это заболевание неизбежно из-за старческих изменений организма?

– Отечественная ревматология вложила много сил в изучение и разработку новых способов лечения ревматизма, потому что после войны он превратился в колоссальную проблему. К началу восьмидесятых годов активность медиков принесла свои плоды, во всяком случае, первичный ревматизм стал редкостью у детей и подростков.

С пороком сердца мы научились справляться вплоть до оперативного вмешательства. Сегодня в России примерно 240 тыс. серьезных больных, а тридцать лет назад их счет шел на миллионы. И большинство таких пациентов сейчас благополучно доживают до пенсионного возраста. Таким образом, можно говорить, что эта проблема находится в сдерживающем режиме. Однако в конце девяностых прошлого века стали наблюдаться вспышки этого серьезного заболевания. Причем в таких странах, которые считали, что с ревматизмом окончательно покончено, – США, Швеция, Швейцария. Дело в том, что стрептококк – бактерия, вызывающая болезнь, мутировала и неожиданно для врачей оказалась крайне устойчивой к воздействию современных лекарств.

В благополучных западных странах врачи столкнулись с быстрым прогрессированием пороков сердца, были даже летальные исходы в остром периоде, о чем медики успели забыть. Все это настраивает врачей на повышенное внимание к детским ангинам, любым болям в горле, поскольку заражение стрептококком происходит главным образом через миндалины. Отсюда основной совет и взрослым, которые опасаются «ревматической старости»: не заражайтесь, а по наследству стрептококк не передается. Но инфекция проникает и через раны, кожные покровы. В связи с этим врачи столкнулись с так называемым постстрептококковым ревматическим шоком со смертностью почти в 60% случаев. Это очень тревожное явление.

– А можно заразиться заболеваниями суставов, например, ревматоидным артритом, от других членов семьи?

– Заразиться нет, а вот заболеть можно из-за наследственной предрасположенности, если в семье кто-то страдает этим заболеванием. Ревматоидные артриты занимают особое место в ревматологии. Ими страдают 0,5% всего населения, и это немного. Но лечение такого заболевания относится к дорогостоящим, и оно доступно не всем. Однако больные сами часто себя загоняют в угол, и здесь, на мой взгляд, две причины. Первая – нерегулярность лечения. Специалист подбирает «работающую» схему из необходимых препаратов, наступает улучшение, но пациент лечение прерывает. При следующем обострении прошлая схема лечения становится неэффективной, надо снова подбирать лекарства, использовать новые методы. Вторая причина – обращение за помощью к экстрасенсам, знахарям, которые обещают быстрое излечение, а также рекомендуют лженаучные методы – уринотерапию, неизвестные биодобавки, «чудодейственные» настои и т.д. и т.п. Они рекламируют свои услуги настолько агрессивно, что пациенту почти невозможно удержаться от обращения к ним.

– В чем причина развития такого заболевания, как остеартроз, и действительно ли артрозы – бич нашего времени?

– Три четверти пациентов, обращающихся к ревматологу, жалуются на дегенеративные изменения суставов. Артрозы – одна из самых распространенных болезней среднего и старшего возрастов. Однако не всегда врачи учитывают, что причина патологии лежит в детском возрасте. Главный фактор риска развития остеоартроза тазобедренных суставов у взрослых – дисплазия у малышей. Артрозами также часто страдают женщины с нарушениями гормонального фона. Подобные сбои организма не только сами по себе опасны для суставов, но и приводят к ожирению. А это один из основных факторов риска развития болезни. Зарубежные медики относят остеоартрозы к профессиональным заболеваниям. Западные фермеры традиционно страдают поражениями тазобедренных суставов, а рабочие промышленных предприятий – коленных. Между тем остеофты, нарушающие подвижность суставов, разрастаются не только при этой патологии. В последнее время все чаще встречаются такие тяжелые осложнения, как остеонекрозы, когда за счет тромбоза разрушается головка сустава. В таких случаях требуется дорогостоящая операция. Хотя в рекламных проспектах и пишут, что протез тазобедренного сустава служит 25 лет, на практике его приходится менять чаще.

– Сегодня много говорят об опасности остеопороза для женщин. Это действительно так?

– Остеопороз, или снижение плотности костной массы, конечно, проблема возраста. Это, безусловно, традиционно дамское заболевание, сопутствующее угнетению женской половой функции. Оно напрямую связано с риском переломов. Поэтому о профилактике заболевания нужно говорить как можно чаще и подробнее. Если у членов семьи, особенно у пожилых, были переломы позвоночника или различных костей из-за хрупкости костной ткани (переломы бедра, нижней трети предплечья), это серьезный повод для беспокойства, так как чаще всего подобные беды носят наследственный характер. Поэтому в таких семьях особенно необходима в качестве профилактики молочная диета с повышенным содержанием кальция. Грамм кальция в день надо принимать в виде лекарственных препаратов. Кроме возрастного истончения костной ткани, опасность развития болезни исходит еще и от покоя. Достаточно неделю пролежать в постели, чтобы на 15% снизить прочность костей. Практически у всех долго лежавших в стационаре есть серьезный шанс вернуться вновь с переломом вследствие остеопороза.

– Многие предпочитают лечиться старыми проверенными лекарствами, не доверяя современным. Насколько это оправданно?

– Правильнее и экономически выгоднее лечиться нестероидными противовоспалительными препаратами последнего поколения. Они недешевы, зато не имеют побочных эффектов и отлично справляются с заболеваниями. Много надежд возлагается на препараты, состоящие из тех же элементов, что и хрящи. Хрящ вовсе не такая аморфная структура, как мы считали раньше. Это вполне жизнедеятельная ткань, с которой надо считаться, не переоценивая запас прочности. Если есть возможность ее восстановить хотя бы частично, а двигательная активность связана в конечном итоге с функционированием хряща, то надо принимать те препараты, которые себя хорошо зарекомендовали.



ИНОЛТРА ВОССТАНАВЛИВАЕТ ХРЯЩ

Популярный натуральный препарат для суставов ИНОЛТРА включает в себя естественные компоненты хряща – хондроитин сульфат и глюкозамин сульфат. Клинические испытания и многолетняя практика показали, что прием ИНОЛТРЫ способствует регенерации хрящевой ткани суставов, повышает ее эластичность и упругость, замедляет деградацию хряща, а также уменьшает воспаление и боль благодаря полиненасыщенным жирным кислотам омега-3 и омега-6.

"