Posted 2 декабря 2003,, 21:00

Published 2 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Грузинский экстрим

Грузинский экстрим

2 декабря 2003, 21:00
В Грузии началось перераспределение политических сил. Новое руководство страны покидают бывшие соратники. Далеко не все согласны идти на президентские выборы с одним кандидатом – Михаилом Саакашвили. Те, кого не допустили к разделу государственного пирога, теперь критикуют тех, кому он достался, и собираются отобрать у

Несмотря на большое количество желающих занять президентское кресло, в Грузии ни у кого не возникает сомнений в том, что Михаил Саакашвили будет новым главой государства. Однако серьезные бои ожидаются не на президентских, а на парламентских выборах, которые, скорее всего, состоятся будущей весной. Блок, возглавляемый Бурджанадзе и Саакашвили, может не получить большинство мест в парламенте.

– Будет хорошо, если они не передавят друг друга, – говорил мне Резо – продавец газет в Тбилиси. – Я не доверяю ни одному из них. И буду голосовать за Гиоргадзе (бывший глава госбезопасности. – Ред.). При коммунистах у каждого простого грузина была «Волга», а теперь разве мы можем купить машину. Зато у них – вон какие, и никто не спрашивает: за какие деньги?

– А я верю, – вклинился в разговор один из покупателей, – Саакашвили обещал нам сделать 250 лари пенсию.

250 лари – это 150 долларов. В Грузии столько получают только депутаты, средние зарплаты и пенсии едва достигают 20 лари, то есть 10 долларов. Обещания кандидата в президенты в один день превратить всех грузин из нищих в людей состоятельных ни на что не опираются. Мало того, ни у кого из новых грузинских руководителей – и.о. президента Нино Бурджанадзе, и.о. госминистра Зураба Жвания и Михаила Саакашвили – нет конкретной программы вывода страны из экономического кризиса. Они рассчитывают только на западную гуманитарную помощь и кредиты. Из таких источников пенсионные фонды, как правило, не пополняются.

– Я ничего не жду от людей, которых к власти привело армянское лобби.

– Вы кого имеете в виду, Жванию?

– Да у них у всех троих есть армянская кровь, – делился со мной подробностями политической жизни один из преподавателей Тбилисского госуниверситета. – Вы разве не знали? И они уже второй раз участвуют в перевороте. Жвания бегал с автоматом, когда сбрасывали Гамсахурдиа – единственного законно избранного президента. Отец и муж Бурджанадзе также были в числе тех, кто вел к власти Шеварднадзе. И Саакашвили к тому, первому перевороту тоже имел непосредственное отношение.

Заодно с армянами в случившемся в Грузии винят американцев. Они якобы финансировали оппозицию. О том, во сколько обошлась США смена власти, в Тбилиси говорят по-разному. Один из депутатов старого парламента называл мне такие цифры: 5 млн. долларов на молодежную организацию «Кмара» выделил фонд Сороса, 7 млн. Демократическая партия США передала лидерам оппозиции. Точных данных об этом ни у кого нет, но зато известно, сколько получат новые грузинские власти под очередные президентские и парламентские выборы – 6,5 млн. долларов. Такую сумму намерены ассигновать страны – члены ОБСЕ, о чем было объявлено вчера в Маастрихте. На поддержку какого политического движения будут потрачены эти средства, не ясно. Но единым блоком партии, возглавляемые героями революции, на парламентские выборы не пойдут.

– Жвания явно не устраивает та роль, которую ему отвели, – говорит Мурман Оманидзе, начальник международного управления Верховного совета Абхазии (в изгнании). – Жвания рассчитывал на большее, а ему дали только должность госминистра. Правда, со временем он может стать премьером, если новый парламент этого пожелает. Но пока по существующему статусу госминистр – это не председатель правительства, эти функции в руках президента.

Многие в Тбилиси считают, что следует не только создать нормально функционирующий, не управляемый напрямую президентом кабинет министров, но и вообще провести конституционную реформу.

– Я уверен, что после того, как пройдут выборы, в новом парламенте поднимут вопрос о преобразовании Грузии из президентской в парламентскую республику. И тогда исполнительную власть будет представлять только правительство, – делится со мной своими соображениями депутат, профессор Зураб Скватсабиа.– Премьер-министром будет Зураб Жвания, они там – наверху – об этом уже договорились.

Профессор оказался провидцем: Союз традиционалистов заявил вчера, что будет добиваться реформации республики из президентской в парламентскую.

Пока власть делит портфели и думает, как переустроить государство, грузинский народ пытается выжить в экстремальных экономических и политических условиях. Постовой в городе Поти, где мертвым кажется даже порт, заметил мне: «Удивляюсь, что у нас люди еще живые». Полицейский с женским именем Сулико – беженец из Абхазии. По сравнению с другими, такими же беженцами, как он, ему повезло. В Поти у него есть служебная квартира. Те же, кто после вооруженного конфликта бежал из Сухуми в Тбилиси, вот уже десять лет живут в гостинице «Иверия». Вчера они пикетировали здание Верховного совета Абхазии, действующего в грузинской столице, и требовали отставки его председателя за то, что уже потеряли надежду возвратиться домой. Если ничего не будет меняться, завтра они могут адресовать свои требования новым грузинским руководителям.

"