Posted 1 апреля 2004,, 20:00

Published 1 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Будни «Театрона»

Будни «Театрона»

1 апреля 2004, 20:00
Малый драматический театр «Театрон» – ребенок по сравнению с именитыми екатеринбургскими «мэтрами» – Академическим театром драмы, Театром оперы и балета, Театром музыкальной комедии… Ему всего семнадцать лет. Однако сегодня именно он – едва ли не самое значительное явление в театральной жизни города. В сентябре 2003 г.

Этот театр начинается с дерева. Дерево Розы, по уверению труппы, посаженное легендарной дочерью немецкого народа Розой Люксембург, стало своеобразным маяком и опознавательным знаком театра. Перед каждой новой премьерой дерево перекрашивают в новый цвет. Четвертого сентября оно было выкрашено розовой краской. И тем самым ознаменовало первую премьеру сезона – спектакль по пьесе Константина Костенко «Клаустрофобия» (режиссер Николай Коляда). Эту пьесу Коляда обнаружил среди ста двадцати поступивших на конкурс «Евразия» (о нем речь впереди).

Тюрьма. Клетка. Трое заключенных – Гарин, инженер-интеллигент, Прищепа – полная противоположность ему, и обиженный Богом Немой, у которого и имени-то нет. Все они мечтают о свободе, во сне зовут маму, а днем ругаются из-за сигарет и сгущенки. Действие развивается трагически: Гарин насилует Немого, а потом убивает его. Однако в спектакле нет нагнетания тюремных ужасов: Николай Коляда поставил спектакль об одиночестве, о жизни без любви и нежности. Немой постоянно жестами «говорит» три фразы (которых, кстати, нет в пьесе): «Мне страшно, мне одиноко, я боюсь смерти». Вслед за ним начинают повторять эти жесты и Прищепа с Гариным. Кстати, для работы над спектаклем приглашались специальные педагоги, работающие с глухонемыми людьми, глухонемые актеры. Весь театр «заговорил» на языке немых – выучили слова «нежность», «любовь», «сердце».

Сцена в «Театроне», увы, небольшая – зал всего на шестьдесят мест. Но Коляде, кажется, знакомы законы четвертого измерения: в спектакле работает каждое окно, каждый люк и даже улица становится действующим лицом. А за окнами ездят настоящие троллейбусы, ходят реальные люди, в домах напротив горит свет. Тем страшнее и натуральнее становится все, что происходит на сцене.

Спектакли Коляды всегда «гремят» (алюминиевыми банками из-под пива, дубинками тюремщиков и, конечно, оглушительной музыкой). Здесь обязательно льется вода, появляются живые зверьки (в «Полонезе Огиньского», поставленном десять лет назад в Театре драмы, играет настоящий гусь; в «Клаустрофобии» крыса грызет корочку прямо изо рта Прищепы). Эти спектакли всегда выматывают эмоционально, однако они не «тупиковые», не «упаднические», не «чернушные» (как это принято считать) по настроению. Это – шоковая терапия, метод реанимации, возвращения к жизни. Постановки становятся событиями в городе. Таким событием и стала «Клаустрофобия».

«Клаустрофобию» показывали в Польше, на фестивале современной пьесы в ноябре. Спектакль был признан лучшим.

«Селестина» (третья совместная работа «Коляда-театра» и «Театрона») появилась в репертуаре театра неожиданно. Все началось с нового проекта – «Суп-театра». Идею Николай Коляда подсмотрел в Швеции. С января 2004-го «Суп-театр» варится в Малом драматическом. Все происходит так: зрители приходят в театр, платят пятьдесят рублей за билет, а получают чашку супу. Съев, можно уйти. Но можно и остаться за столиками, чтобы насладиться искусством: читками пьес, кабаре, капустниками, таинствами под названием «танц-суп» или... «Днем Шнурка» (творческий вечер в честь дня рождения крысы прошел в театре 29 февраля). Культурное событие творится на глазах у зрителей. Каждую неделю – новая программа, ни один из сюжетов дважды не повторяется.

Так и появилась идея создать спектакль в жанре танцевальных фантазий. «Селестину» (пьесу испанского драматурга Фернандо де Рохаса) Коляда инсценировал (а затем и сам поставил в «Современнике», в главной роли Лия Ахеджакова). В «театроновском» варианте почти нет слов (оставлены только замечательные монологи Селестины), десять человек «танцуют» сон, страх, дождь, любовь. И получается магическое завораживающее зрелище. Установкой для Коляды в этой работе стал поиск нового театрального языка (быть может, так повлияло на режиссера сотрудничество с глухонемыми актерами). И кажется, ему опять это удалось. Коляда утверждает, что театр можно делать из всего: старых бабушкиных половиков, пивных банок, пенопласта и сгущенки. Главное, считает режиссер, чтобы было много колбасы и чаю (можно кофе, кто что предпочитает).

Николай Коляда продолжает преподавать, выискивать молодых талантливых авторов. Уже сейчас в «Театроне» идут пьесы пяти его учеников (кстати, они составляют половину афиши фестиваля современной пьесы, который проведет МДТ в мае, в преддверии финальных торжеств конкурса «Евразия», председателем жюри которого тоже является Николай Коляда).

В конце мая в Екатеринбурге состоится большой праздник современной драматургии. 23 мая в «Театроне» пройдет традиционный «Театральный марафон»: лучшие пьесы конкурса «Евразия-2004» с 12 часов дня до 12 ночи будут читать артисты театра. В понедельник 24 мая – награждение победителей в Доме актера.

"