Posted 12 ноября 2018,, 13:36

Published 12 ноября 2018,, 13:36

Знак воды: ученые раскрыли тайну статуй острова Пасхи

12 ноября 2018, 13:36
Оказалось, что они обозначают места, в которых на этом почти бесплодном острове есть источники пресной воды

Всем в мире известны статуи с острова Пасхи в Тихом океане, но никто не знает, зачем островитяне изваяли эти огромные и загадочные фигуры. Всего этих скульптур, которые ученые называют моаи, насчитывается немногим более 900, в среднем они 3-5-метрового роста и весят около 5 тонн. Хотя есть и несколько крупных, 12-метровых моаи весом более 10 тонн. А одна, 21-метровая, под названием El Gigante, так и осталась лежать в каменоломне.

Интересно также, что почти все статуи поставлены в прибрежной зоне острова. Одни - лицом к океану, другие – спиной, а некоторые уже упали. Ученые полагают, что аборигены создали эти фигуры между 1250 и 1500 годами.

В основном моаи вырублены из местных вулканических пород, а порой их перевозили на новое место – и это самое загадочное! Как и зачем делали это первобытные островитяне, ведь эти манипуляции стоили им чудовищных усилий. Некоторые ученые считают, что моаи служили символом власти, и использовались для связи с миром мертвых. Возможно, они потому и смотрят в разные стороны, чтобы оберегать жителей местных поселений от злых духов или помогать рыбакам находить дорогу на остров.

Не так давно, группа антропологов во главе с Карлом Липо выдвинула новую гипотезу. Исследуя быт и верования народа Рапа Нуи, населяющего остров, Липо заинтересовался тем, как этим людям удавалось выживать, учитывая то, что на острове очень мало пресной воды.

Изучив с помощниками расположение подземных источников пресной воды, Липо отметил, что в местах, где они ближе всего подходят к поверхности земли, как раз и находятся статуи!

«Чем больше мы смотрели, тем очевиднее становилась закономерность, — рассказывает Карл Липо. — В тех местах, где не было пресной воды, там нет моаи. Удивительная закономерность, которая повторялась, где бы мы ни изучали местность. И даже когда мы нашли моаи в глубине острова, совсем рядом оказался источник питьевой воды! Вот это был настоящий сюрприз».

Пока что эта теория, по мнению ученых, звучит наиболее аргументировано из всех существующих. Кстати, недавно ученые сделали и еще одно открытие на острове Пасхи - выяснили, как древним племенам удавалось водрузить тяжеленные «шляпы» на головы моаи.

Полностью здесь