Posted 3 апреля 2020,, 16:22

Published 3 апреля 2020,, 16:22

Modified 7 марта, 15:05

Updated 7 марта, 15:05

Побочный эффект: карантин может вызвать эпидемию клинической депрессии

Побочный эффект: карантин может вызвать эпидемию клинической депрессии

3 апреля 2020, 16:22
Психологи считают, что изоляция, социальная дистанцированность и другие резкие перемены в повседневной жизни, вызванные коронавирусом, могут привести к эпидемии клинической депрессии
Сюжет
Болезни

Клинические психологи из Вашингтонского университета опубликовали на сайте The Conversation материал о том, к каким психологическим последствиям приведут кризис, вызванный пандемией, и наша реакция на него.

Ирина Зиганшина

Как считают авторы, и отдельные люди, и семьи, и целые государства должны готовиться к новой эпидемии – депрессии. Большинству из нас известны эмоциональные составляющие депрессии: печаль, раздражительность, чувство пустоты. При определенных условиях эти эмоции сказываются на физическом состоянии: нарушают сон и аппетит, лишают нас способности ставить цели и решать проблемы, ввергают в хроническую усталость. На возникновение депрессии влияет генетическая предрасположенность, но лишь отчасти: зачастую триггером, вызывающим депрессию, является стресс, причины которого нужно искать не внутри нас, а извне. Эпидемия COVID-19 породила стрессоры, которые вызовут депрессию у многих.

Стресс от потери

Смерть окружающих и реакция на эту потерю– надежный предиктор депрессии. Особенно когда этот стрессор растянут во времени и непредсказуем, как это происходит при эпидемиях. Наиболее сильно от этого могут пострадать медики, волонтеры и другие люди, которые сейчас находятся на передовой борьбы с болезнью: у тех, кто изо дня в день видит смерть, переживание горя особенно остро, а моральное истощение усугубляет стресс.

Стресс от межличностной изоляции

Повсеместный карантин с его требованием социального дистанцирования и изоляции – сейчас главная стратегия сдерживания вируса. Как показывает практика, по прямому назначению он действительно работает, однако добавляет психологический фактор риска, поскольку по своей природе люди плохо приспособлены к длительной социальной депривации. Особенно рискуют те, кто живет в одиночестве и не имеет возможности общаться.

Стресс от отсутствия личного пространства

Семьи, которым сейчас приходится проводить непривычно много времени вместе в замкнутом пространстве, конфликтуют больше обычного. В Китае, например, во время и после карантина случился всплеск заявлений о разводе. Сам по себе развод – также предиктор депрессию, особенно для женщин, у которых расставание с мужем часто влечет за собой финансовые трудности.

Стресс от экономических проблем

Самый серьезный стресс для многих – финансовый. Эпидемия уже привела к безработице и экономическим потерям, и ситуация будет ухудшаться. А исследования прошлых рецессий показывают, что рост безработицы и финансовой незащищенности приводит к росту числа депрессий и самоубийств. Так, например, среди американцев, которые в результате финансового кризиса 2008 года лишились права собственности на жилье, депрессия выросла на 62%.

При этом экономический спад особенно губителен для ментального здоровья самых незащищенных групп. Когда 12 лет назад рухнул рынок, богатые люди потеряли значительную часть своего состояния, однако это не вызвало среди них роста депрессии. А вот те, кто стал безработным, лишился последнего и влез в долги, сильно рискуют впасть в депрессию. Кризис и депрессия: обоюдное влияние

Эпидемия COVID-19 увеличивает риск депрессии. Депрессия же в свою очередь будет препятствовать тому, чтобы быстро выйти из кризиса, когда с коронавирусом и периодом вынужденной социальной изоляции будет покончено.Даже когда экономика начнет восстанавливаться, тем, кто находится в депрессии, будет труднее отыскать в себе мотивацию к любой деятельности, требующей усилий: общению, занятиям спортом, поискам работы…

Глобальная пандемия закончится, но те, кто находится в депрессии, столкнутся с усилением иммунологической дисфункции, что превратит их в легкую жертву любой другой инфекции. Наконец, депрессия усиливает симптомы хронических болезней, при этом диспропорции в том, что касается доступности медицины, во время кризиса лишь растут. В итоге получить квалифицированную медпомощь труднее всего будет именно тем, кто больше всего в ней нуждается.

Что делать?

В цивилизованном мире при такой ситуации естественно ожидать помощи власти и государственной медицины: кампаний по повышению осведомленности о депрессии и вариантах лечения, возможности получения больничных листов по психическому здоровью, облегчения доступа к лечению. Если таких перспектив нет, необходимо помогать себе самому, начать можно с форумов или онлайн-сообществ, где собираются страдающие от депрессии, в интернете таких довольно много. Важно понимать, что негативные ощущения, которые мы испытываем, это нормальная человеческая реакция на тяжелый кризис, а не просто заболевание головного мозга, требующее исключительно медикаментов. Психологическая помощь также может быть действенной, особенно в ситуации, когда стрессоры пришли извне.

"