Posted 26 мая 2020,, 07:36

Published 26 мая 2020,, 07:36

Modified 7 марта, 14:56

Updated 7 марта, 14:56

Расследование "НИ": взрослые игры вокруг школьных олимпиад

Расследование "НИ": взрослые игры вокруг школьных олимпиад

26 мая 2020, 07:36
На этой неделе в России завершается первый тур Всероссийской Олимпиады школьников. Школы подсчитывают баллы, которые принесло им за год участие ребят в других олимпиадах : именно из этого не в последнюю очередь складывается рейтинг школы и, соответственно, ее финансирование. Но как это сказывается на школьниках?

Иван Петровский

Первые приглашения на олимпиады начали приходить моему ребенку сразу после поступления в 1 класс. Правда, за участие в них надо было платить. Скромная плата окупалась пафосным дипломом и благодарственной грамотой учителю от устроителя конкурса. Вскоре такие «платные» заочные олимпиады ребенку надоели. Чуть позже пришли разнообразные Весенние и Осенние «Олимпы» по математике, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Математический праздник МГУ», «Покори Воробьевы горы», «Курчатов» и другие. В одних участие было добровольным, в других – по настоятельной рекомендации школы. Не секрет, что из успехов школьников на олимпиадах складываются показатели эффективности работы образовательной организации.

А теперь давайте разберемся, кто и почему заинтересован в школьных олимпиадах. В России существует несколько видов интеллектуальных конкурсов, которые могут открыть серьезные перспективы для школьников: это Олимпиады от вузов, которые проводят сами высшие учебные заведения. Их цель - выявить одаренных школьников. Еще есть Олимпиады от Министерства просвещения РФ. Их проводят централизованно в школах. Традиционно эти конкурсы проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада. Попадают ученики на них в соответствии с уровнем своей успеваемости, их отбирает учитель. Помимо этого, есть Олимпиады от различных фондов и организаций, платные и бесплатные. Победа в них не поможет школьнику поступить в ВУЗ, но в портфолио грамоты лишними не будут. Большинство таких олимпиад курирует местный департамент образования.

Есть, правда, олимпиады еще одного вида. Их организация и правила проведения - загадка устроителя. К примеру, для родителей многих школ, прежде всего московских, остается тайной, почему учителя столь настоятельно рекомендуют их детям участие в очной олимпиаде для начальной школы «Дважды два». Уже не первый год она собирает участников не только из Москвы, но и из других городов. При этом и Департамент образования Москвы, и Министерство просвещения РФ старательно от нее открещиваются: дескать, это мероприятие нами не контролируется. Тем не менее, участие в математической Олимпиаде «Дважды два» всячески рекомендуют школам. Даже несмотря на то, что в последние годы она сопровождается претензиями родителей к устроителям и скандалами.

Организатор Олимпиады для начальной школы "Дважды два" – «Творческая лаборатория «Дважды два». Та самая, что организует многочисленные платные кружки и выездные платные лагеря, где дети учатся. «Творческая лаборатория «Дважды два» позиционирует себя как «содружество преподавателей... обеспокоенных состоянием математического образования в России». Хотя на деле, это "содружество", состоит в основном из учителей московских школ №1329 и 2086. И многие родители конкурсантов замечают, что ученики этих двух школ – традиционно в лидерах Олимпиады "2х2".

Справедливости ради надо сказать, что преподавание математики в школах №№ 1329 и 2086 действительно находится на высоком уровне. Елена Иванова, бессменный председатель жюри Олимпиады «Дважды Два» и учитель школ №1329 и №2086, известна также как автор одного из наиболее продвинутых учебников по математике для начальной школы. А еще – как учитель внуков руководителя департамента образования Москвы Исаака Калины. Это не секрет, информацию об этом можно без труда найти и в открытом доступе. К примеру, обсуждая преимущества школы № 1329 (техническую оснащенность, бассейн, привлечение лучших педагогов столицы), родители отмечают : «В этой школе учатся внуки Калины, внучка - в классе Ивановой, директор - председатель межрайонного совета директоров, у нее влияние - ого-го... Она всегда говорит - все из Депобра спускается ко мне, со мной разбираться все равно будете…».

В 2019 году произошел скандал с участницей этой Олимпиады У. из математического класса известной московской школы, которая осталась за бортом призеров. Однако, девочке каким-то образом удалось сфотографировать свою работу, хотя это запрещено правилами проведения данной Олимпиады. Кстати, знакомиться с работами детей после их проверки на Олимпиаде 2х2 тоже почему-то тоже запрещено. И вдруг выясняется, что ответы и решения у девочки, лишенной наград, удивительным образом совпали с теми, что представлены в качестве правильных на сайте Олимпиады 2х2. В результате давления родителей результат был исправлен, девочка получила призовое место.

В нынешнем году, как рассказывают очевидцы, у целой группы участников, которые писали Олимпиаду "2х2" в Московском институте радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА), работы почему-то были отобраны на полчаса раньше. Все эти ребята, разумеется, не учились там, где преподает Елена Иванова. А с ученицей 4-го математического класса другой известной московской школы, победительницей и призером многих Олимпиад по математике Л. произошел случай и вовсе некрасивый. После того, как девочке были высланы на почту поздравления с призовым местом, родители все же задались вопросом: почему в первой задаче стоит «ноль баллов» - ребенок уверял, что задача была решена. Вызвала вопросы и другая задача с двояким условием. Чтобы снять возникшие подозрения, родители попросили у проверяющего оригинал работы. Реакция последовала неожиданная. Председатель жюри Елена Иванова, выслав скан работы, перечеркнула набранные ребенком баллы, лишив 10-летнюю девочку призового места. Самое забавное, что баллы были снижены даже за те задания, которые председатель жюри пометила словами «тут всё верно». Во время «перепроверки» г-жой Ивановой баллы были снижены ребенку до 29-и (призовое место получает тот, кто заработал от 30 баллов). То есть демонстративно и показательно - так, чтобы родителям неповадно было задавать «неудобные вопросы». Жертвой стал в конечном счете ребенок, которому была нанесена глубокая психологическая травма. Но родителям не давал покоя вопрос: почему компьютер, анализирующий скан работы участника, упорно выдает ответ: «документ подвергнут фотошопу»? От ответа на этот вопрос председатель жюри упорно уклонялась...

Но самое интересное было потом. Согласно пункту 5 (Проверка и начисление баллов) Положения об Олимпиаде, учителя пострадавшей от действий председателя жюри девочки направили апелляцию на указанный адрес, а родители обратились к Оргкомитету олимпиады. Но молчание было им ответом. Отвечал лишь автомат. День, другой, неделю, месяц...

До этого произошел еще один показательный казус. Еще 13 апреля один из руководителей "Творческой лаборатории "Дважды Два" Анатолий Бронников получил апелляцию и обращение от родителей 10-летнего ребенка, лишенного призового места и не понимающего, что, собственно произошло. 13 апреля Анатолий Анатольевич обнадежил родителей пострадавшего ребенка ответом: «С Ивановой Е.Ю. я постараюсь поговорить, так как считаю, очень важно, чтобы дети не чувствовали себя обиженными». 30 апреля Анатолий Анатольевич снова подтвердил свою решимость разобраться в произошедшем в письме родителям: «Я подниму этот вопрос на общей встрече руководителей. Копию обращения я всем переслал». Однако, 11 мая в письме за подписью Анатолия Бронникова удивленные родители ребенка прочли следующее: «Непосредственно в «Творческую лабораторию «Дважды два» с письменными обращениями…никто из родителей ( ребенка- прим. редакции) до настоящего времени не обращался».

После этого родители пострадавшего ребенка обратились в редакцию «Новых Известий». Мы направили запрос в «Творческую лабораторию «Дважды два», откуда моментально пришел ответ. Нет, не на бланке и не от «содружества преподавателей», а лично от Елены Юрьевны Ивановой, которая в настоятельной форме потребовала взять у нее интервью в удобное для нее время. Хотя запроса на интервью редакция ей не присылала. Мы просили не Елену Юрьевну, а "Творческую лабораторию 2х2", т.е. "содружество преподавателей" и Оргкомитет Олимпиады дать официальный письменный ответ на заданные вопросы в соответствии с указанными статьями Закона о печати.

Возник вопрос: а существует ли вообще в реальности структура под названием «Творческая лаборатория «Дважды два»? Или ее представляет во всех случаях один единственный человек – Елена Юрьевна Иванова, допущенная до обучения родственников руководителя департамента образования Москвы?

В ответ на запрос в Рособрнадзор мы получили интересный ответ. Оказывается, проведение Олимпиады «Дважды два» не регламентировано приказами Минобрнауки и за разъяснениями необходимо обратиться в Оргкомитет Олимпиады. Однако, как показала практика, «содружество преподавателей, обеспокоенных состоянием математического образования» до общения с родителями не снисходит.

Интересно и другое. Согласно проверке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «выявлены возможные факты осуществления образовательной деятельности ООО «Творческая лаборатория «Дважды два», не имеющим соответствующей лицензии». То есть, выходит, многочисленные кружки «Дважды два», выездные лагеря – всё это было вне закона? Или с личного позволения руководителя департамента образования Москвы? А как же объяснить в таком случае бурную финансовую деятельность данной структуры? Ведь все проводимые образовательные мероприятия были платными.

Небрежное отношение к проверке работ участников Олимпиады «Дважды два», необъективная оценка их работ, некорректно сформулированные условия задач – все это переполнило в какой-то момент чашу терпения родителей и стало предметом их обращения в Мосгордуму. На основании поступивших жалоб на Олимпиаду 2х2 министру просвещения РФ С.С.Кравцову и прокурору г.Москвы направлен депутатский запрос из комитета по законодательству.

После всех этих фактов невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще Олимпиады? Может, без них спокойнее – и детям, и учителям, и родителям?

«Олимпиады, в частности, в начальной школе, вещь полезная, на мой взгляд,- считает директор государственного общеобразовательного учреждения «школа №109», заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик Евгений Ямбург. - Ребята опережают программу, проявляют соревновательность. Это прививает вкус к предмету, помогает выявить таланты. Про Олимпиаду «Дважды два» я ничего не слышал. Что касается математики, скажу так. Ребята, которые ею увлекаются, - особые, к ним надо очень тонко подходить, развивать интерес, поощрять, стимулировать. При этом я рекомендую детям из нашего образовательного комплекса только те олимпиады, где прозрачные правила, где есть оргкомитет, где можно посмотреть работы после проверки, подать апелляцию, где к детям относятся бережно и уважительно», - заявил "НИ" Евгений Ямбург.

У каждой Олимпиады своя репутация. И прежде, чем регистрировать ребенка на какой-либо конкурс, родителям стоит хорошо подумать. «Любая Олимпиада должны иметь четкие условия. Олимпиада, которая не отвечает критериям прозрачности, действует по сомнительным правилам, использует коррупционные схемы, наносит детям психологические травмы, не должна присутствовать в образовательном поле. Вообще, по опыту, у нас на Олимпиадах редко бывает честное соревнование. И по-настоящему талантливые ребята не часто проявляют себя таким образом. Почему? Да потому что в наше время олимпиада – это чаще всего субъективная схема начисления баллов и распределения призовых мест среди "своих". Если на Олимпиаде, тем более в начальной школе, была допущена несправедливость, это может нанести ребенку моральную травму на всю оставшуюся жизнь, отбить интерес к предмету, загубить талант, - считает сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Марина Балуева. - Если ребенок, честный и искренний, сталкивается с несправедливостью, это может привести к двум последствиям: к глубокой психологической травме и к протесту против нашей действительности. Мы вот сейчас удивляемся, почему подростки начинают принимать участие в митингах и шествиях. Всё просто на самом деле. Дети очень рано сталкиваются с несправедливостью и делают из этого выводы».

Просим считать эту публикацию официальным запросом в комиссию по образованию Мосгордумы, а также в Министерство просвещения России и Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте.

"