Posted 21 декабря 2003,, 21:00

Published 21 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Башкирская пародия

21 декабря 2003, 21:00
Вчера башкирского президента переизбрали на третий срок. Его соперник по второму туру московский банкир Сергей Веремеенко под давлением Москвы прекратил борьбу и за полторы недели до решающего голосования самоустранился из предвыборной гонки. В таких условиях выборы потеряли всякий смысл, но их тем не менее провели, д

В первом туре, который прошел одновременно с выборами депутатов Госдумы 7 декабря, действующий президент Башкирии Муртаза Рахимов набрал 42,59% голосов, а член совета директоров «Межпромбанка» Сергей Веремеенко – 25,38%. Перед выборами Сергей Веремеенко прославился тем, что его дважды отказывалась зарегистрировать избирательная комиссия Башкирии, а когда в конце концов его зарегистрировала ЦИК РФ, г-на Веремеенко попытались снять с выборов через Верховный суд.

На следующий день после голосования 7 декабря Сергей Веремеенко пообещал «захватывающую борьбу» и победу во втором туре «с результатом 60–70%» за счет привлечения сторонников другого кандидата, занявшего третье место сенатора Ралифа Сафина. Однако затем избирательный штаб Сергея Веремеенко повел себя очень странно. Если сторонники других, не прошедших во второй тур кандидатов, требовали признать результаты выборов 7 декабря недействительными и даже устраивали по этому поводу массовые голодовки, то агитаторы Сергея Веремеенко несколько дней спустя внезапно прекратили работу. Дошло до того, что кандидат-банкир даже не воспользовался бесплатным телеэфиром республиканского телевидения – кассету с его выступлением вовремя не доставили на телевидение. А в минувший четверг, за три дня до голосования, республиканские телеканалы «Башкортостан» и «Вся Уфа» передали заявление Сергея Веремеенко, в котором он сообщал своим сторонникам, что не имеет «возможности работать в республике» и принял решение «приостановить свою кампанию, не вводя избирателей в заблуждение».

Официально Сергей Веремеенко свою кандидатуру не снял, и именно его фамилия вместе с фамилией действующего президента Муртазы Рахимова стояла в бюллетенях для вчерашнего голосования. Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что «Веремеенко очень хотел быть президентом Башкирии». Но 9 декабря Муртаза Рахимов побывал с визитом в Москве. Президент Путин принял его, и президентское окружение расценило это как выбор главы государства. «До 7 декабря президент не определился, а после – занял позицию. Поддерживающая Веремеенко «питерская» группировка Кремля не захотела бросать вызов Путину, и Веремеенко был вынужден дать команду «Отбой» своему избирательному штабу». Начавшаяся скандалами и противоборством нескольких сильных кандидатов избирательная кампания по выборам президента Башкирии вчера завершилась фактически безальтернативными перевыборами действующего главы республики Муртазы Рахимова. Причем явка избирателей роли уже не играла – ее нижнюю границу во втором туре выборов президента республики башкирское законодательство не устанавливает.

Башкирские выборы – пример новой системы взаимоотношений между «Кремлем» и региональными лидерами, считает директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. Проявившие «жесткую лояльность» главы регионов будут сохранены на своих постах. А для других «в каждой области найдется по Веремеенко». В то же время грядущие выборы президента России подобными безальтернативному башкирскому второму туру не будут, утверждает председатель Фонда аналитических программ «Экспертиза» Марк Урнов. Несмотря на «несопоставимые рейтинги», для участников президентских выборов «важно будет засветиться и застолбить свое присутствие на федеральном уровне». Правда, желающих «светиться» пока как-то не наблюдается. Видимо, никому не хочется испытать на себе такую же унизительную роль, какую вынудили сыграть банкира Веремеенко.

"