Posted 21 ноября 2019,, 09:36

Published 21 ноября 2019,, 09:36

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

Новые правила YouTube: пойдет ли Дудь работать таксистом?

Новые правила YouTube: пойдет ли Дудь работать таксистом?

21 ноября 2019, 09:36
Фото: vk.com
Шутки популярного блогера Юрия Дудя об устройстве на работу в такси могут стать не такими уж и безобидными уже совсем скоро. Анонсирование Youtube нового пользовательского соглашения, вступающего в силу с 10 декабря, наделало шума во всем мире. Мнением о новых правилах поделились с "НИ" эксперты по интернет-технологиям

Юлия Сунцова

«Хотим сообщить, что скоро на YouTube начнут действовать новые Условия использования. Обновления не изменяют Политику конфиденциальности Google, а также принципы сбора и обработки Ваших данных», - уведомления об изменениях в своей работе компания - транснациональный гигант из Силиконовой долины Google стала рассылать всем заинтересованным лицам за месяц до предполагаемого старта.

Считается, что сам Google без энтузиазма переписывал последнюю версию пользовательских правил своего видеохостинга YouTube, и мера эта вынужденная, направленная на исполнение предписания органов власти.

В начале сентября стало известно, что Федеральная торговая комиссия США оштрафовала Google и YouTube на 170 млн долларов за нарушение закона о конфиденциальности детей в Интернете. Прокуратура штата Нью-Йорк пришла к выводу, что YouTube заработал миллионы долларов, собирая персональные данные детей младше 13 лет для показа таргетированной рекламы. За нарушения корпорация должна выплатить FTC $136 млн FTC и ещё $34 млн пойдет в пользу штата Нью-Йорк – это крупнейший штраф, который в США был назначен за нарушение COPPA.

Вместе с выплатой денежных штрафов Google и YouTube получили предписания, согласно которым обязаны разработать и внедрить инструментальную систему для пользователей, которая обяжет маркировать ориентированный на детей контент и проверять его на соответствие законодательству. Кроме того, компания обязана уведомить владельцев каналов о возможных проверках исполнения требования, касающихся ограничений в пользу детей.

При исполнении предписания государственного ведомства Google и YouTube внес помимо «детских поправок» и другие новшества в правила пользования, которые, по-видимому, давно зрели параллельно.

Изменения затрагивают ряд актуальных параграфов. Речь о пунктах о «Сервисе», «Контенте и поведении», «Временной блокировке и удалении аккаунта», «Программном обеспечении» Сервиса, «Другие условия юридического характера». Самую острую реакцию вызвали у пользователей Youtube правила о «коммерческом смысле» каналов, возрастных ограничениях, авторских правах и соответствия контента локальному законодательству.

Что это значит для миллионов пользователей популярного видеохостинга?

В правилах об ограничениях в Google Аккаунтах компания указывает требования к возрасту пользователей отдельно для каждой страны. Лица, младше указанного возраста, теперь могут пользоваться сервисами платформы только с разрешения родителя или опекуна.

«Сервисом могут пользоваться только лица, достигшие 13 лет. Дети любого возраста могут пользоваться приложением "YouTube Детям" с разрешения родителя или законного опекуна. Это приложение доступно не во всех странах. Если Вам меньше 18 лет, Вы не должны пользоваться Сервисом без согласия родителей или опекуна. Попросите их прочитать это Соглашение с Вами. Если Вы являетесь родителем или опекуном пользователя младше 18 лет, то, разрешая ребенку пользоваться Сервисом, Вы обязуетесь соблюдать условия Соглашения и нести ответственность за действия, которые совершает в Сервисе Ваш ребенок», - говорится в обновленных правилах Google.

Число доступных функций аккаунтов Google и каналов YouTube снижаются для неавторизованных пользователей. Так, к примеру, незалогинившиеся больше не смогут лайкать ролики.

«Вы можете пользоваться некоторыми функциями Сервиса, например искать и просматривать Контент, без аккаунта Google. Однако для доступа к большему числу возможностей необходим аккаунт Google . Например, если Вы войдете в аккаунт Google, то сможете подписываться на каналы и создавать собственные, ставить к видео отметки "Мне понравилось" и выполнять другие действия. Если Вы создадите канал YouTube, у Вас появится доступ к дополнительным возможностям Сервиса. Например, Вы сможете загружать видео, оставлять комментарии и создавать плейлисты».

Вводятся новые интересные ограничения по рекламной деятельности на Youtube.

Запрещается, к примеру, "пользоваться услугами третьих лиц, чтобы искусственно увеличивать количество просмотров, отметок "Мне понравилось", подписчиков и других статистических показателей каналов и видео, а также выполнять действия, мешающие точно измерить действительный интерес зрителей к контенту". Нельзя также беспочвенно обвинять пользователей – писать на них ложные жалобы, помечать их контент как недопустимый и обвинять в нарушении авторских прав.

Ответственность за сам контент видеохостинг с авторами теперь делить не готов, и она полностью ложится на лицо, физическое или юридическое, загрузившее его в сервис.

«К Контенту Сервиса относятся видео, аудио (например, музыка и другие звуки), графические материалы, фотографии, текст (например, комментарии и сценарии), элементы брендинга (в том числе фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и логотипы), интерактивные функции, программное обеспечение, показатели и другие материалы, предоставленные Вами», - говорится в тексте обновленного соглашения.

Если у пользователей появляются подозрения в том, что контент может нанести вред платформе YouTube, ее пользователям или третьим лицам, то компания наделяет себя правом удалить видео целиком или его отдельные фрагменты. В этом случае пользователь или владелец канала получит уведомление с объяснением причины удаления, а также шанс оспорить это решение.

Смотреть и слушать контент разрешается только в личных, некоммерческих целях, подчеркивают авторы соглашения. Просматривать, копировать, скачивать, распространять, передавать, транслировать, демонстрировать, продавать, лицензировать, изменять, преобразовывать или каким-либо образом использовать контент без разрешения Сервиса или письменного разрешения от YouTube запрещено, если иного не установлено законодательством.

Для особо находчивых: запрещено обходить эти ограничения путем «вывода из строя, мошеннических манипуляций или иным вмешательством» в работу сервиса.

За что возможна блокировка или удаление вашего аккаунта со стороны YouTube? Ответ компании на этот вопрос состоит из нескольких пунктов:

Такое возможно, если: а) Вы в существенно или неоднократно нарушаете настоящее Соглашение; б) таких мер от компании требует закон или судебное решение; в) у компании есть основания полагать, что Ваши действия могут повлечь за собой юридическую ответственность или нанести вред какому-либо пользователю, третьему лицу, YouTube или Аффилированному лицу. Формулировки, как видимо, довольно пространные.

Самое неожиданное в пользовательском соглашении, что решать все возникающие споры с YouTube Google предлагает в английском суде. Но что еще хуже - в судах страны пребывания.

«Соглашение и Ваши отношения с YouTube в рамках Соглашения регулируются в соответствии с английским правом. Для разрешения споров стороны могут обратиться в суды Англии и Уэльса», - говорится в правилах. И в отдельных случаях дела могут передаваться в местные суды стран и быть рассмотрены в соответствии с местными законами.

«Новые Известия» попросили владельцев каналов, медиаисследователей и экспертов по интернет-технологиям поделиться своим мнением о новых правилах YouTube.

Юлия Загитова, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России:

- Новое пользовательское соглашение вызвало шквал критики, причем не только в России, но и за рубежом. Для многих не понятно, что означает понятие «коммерческий смысл» и кого по этому пункту блокировка ожидает в ближайшем будущем. YouTube сообщил, что если он сочтет, что ваш блог не имеет коммерческого смысла, то они просто вас заблокируют. [прим.ред. в тексте соглашения пункт звучит так: YouTube может прекратить Ваш доступ или доступ посредством Вашего аккаунта Google ко всему Сервису или его части, если сочтет, что предоставление Вам доступа к Сервису более не имеет коммерческого смысла.] Непонятно, какие критерии блокировки при этом будут применяться, но факт остается фактом: YouTube как-то по своему понимает, что вы не интересны, и вы попадаете в блок. По этой логике, думается, в бан будут постепенно уходить неактивные аккаунты. Таким образом, последним пользовательским соглашением YouTube четко сформулировал свою позицию для авторов молодых каналов: нет денег – нет канала и нет сотрудничества. Но при этом не сформулировал критерии, по которым он сможет за вас решить участь вашего блога. На мой взгляд, это самый проблемный момент из всех пунктов пользовательского соглашения.

Ренат Губайдуллин, эксперт по YouTube, владелец сети каналов «Гуглов Медиа»:

- Для начала предлагаю понять причину изменений в политике YouTube. Закон США говорит, что нельзя собирать персональные данные детей. YouTube для того, чтобы размещать персонализированную рекламу по коммерческому спросу у детей, должен получить на это разрешение у родителей. Технически это сложно реализуемо, и Google на этот сегмент сложно рекламу фильтровать, поэтому США запретило собирать все данные по детям.

Соответственно, с 10 декабря персонализированная реклама выключается. YouTube больше не хочет платить миллионные штрафы. А для пользователя устанавливаются обязанности по маркировке – он сам будет указывать, может его ребенок смотреть видео или нет. И сам будет нести ответственность за правильность этой маркировки.

Самое абсурдное новое правило о том, что если ваш контент хотя бы немного заинтересовал детей, хоть на доли секунды, его уже надо включать в контент для детей.

Есть опасения, что половина блогеров, таким образом, потеряет внушительную часть доходов. Какой именно будет эта доля - никто ответить не может. YouTube не раскрывает, сколько процентов от общей массы дохода занимает доход от персонализированной рекламы. Потому-то все блогеры сейчас замерли и ожидают первого подсчета - насколько упадут их доходы. Люди создают контент в YouTube, чтоб зарабатывать с рекламы на Google. Если твой контент хоть сколько-то задевает детей, Google изымает у тебя инструменты для его продвижения. Ты лишаешься конечных заставок, подсказок, возможности добавления видео в плэйлист «Посмотреть позже».

Для Google, на самом деле, это тоже безрадостная мера. Почему? Производители со всего мира несли и отдавали компании рекламные бюджеты, и сейчас YouTube лишается денег производителей. И за этим резким уменьшением денег у компании, думаю, последуют ощутимые негативные последствия для всей компании-гиганта.

Валерий Иванов, предприниматель, эксперт по продвижению в YouTube:

- Самые жесткие правила в новой версии пользовательского соглашения установлены в отношении детей. При загрузке видео нужно обязательно указывать, есть ли ограничения и для какого возраста они установлены. Были некоторые спорные изменения по авторскому праву, но я уверен, что их пересмотрят. Всё так же жёстко запрещена реклама казино, сигарет, алкоголя и прочего подобного. Введена еще одна заморочка с авторскими правами, настолько скользкая, что её, думается, отменят. Суть в том, что правообладатели настаивают на том, чтобы YouTube взымал деньги с владельцев каналов за случаи, когда музыка, например, случайно прозвучала в их ролике на заднем фоне - в проехавшем мимо авто или звучащая из кафе хотя бы на 2-3 секунды. YouTube вроде бы и пошёл на это, но требования выглядят, конечно, нелепо.

Ирина Советова, владелец ютуб-каналов, видеоблогер:

- В связи с введением новых правил каждый видеоблогер на YouTube должен будет определиться, детский канал он ведёт или нет. И указать это в настройках в своей творческой мастерской на YouTube. Можно указать разово для всего канала, можно для какого-то видеоролика индивидуально. В правилах очень расплывчатые формулировки по этому требованию, соответственно образовываются лазейки. Если видеороликможет хоть чем-то заинтересовать ребёнка - видео считается детским. Если не указать, что ролик для детей, то YouTube сможет заблокировать видео или даже весь канал, а может и наложить штраф. Таким образом, пытаются создать некое детское сообщество. Детские каналы практически не будут зарабатывать, их доходы сильно просядут, так как очень сильно будет ограничен функционал (контент на таком канале можно будет только посмотреть, поставить лайк и всё...). Думаю, что в будущем все-таки будут послабления в правилах, уж слишком пока все жестко. Здравый смысл должен восторжествовать.

Дмитрий Балакирев, предприниматель, блогер, совладелец ютуб-шоу «Вписка»:

- Рынок давно ждал подобных поправок от YouTube. Хранение видео — это очень затратная процедура. Платформа должна получать деньги за размещение и долгосрочное хранение контента. Логика подсказывает, что существует серьёзное злоупотребление со стороны пользователей - например, при загрузке корпоративных видеоинструкций. YouTube не получает должного количества просмотров, реклама не показывается, и хранение выходит убыточным.

Самое обсуждаемое в новых правилах — это пункт про коммерческий смысл. «YouTube может прекратить доступ аккаунта ко всему сервису или его части, если сочтет, что предоставление доступа к сервису не имеет коммерческого смысла». Считаю, пункт в обновлённом соглашении о «блокировке аккаунтов без коммерческого смысла» направлен исключительно на улучшение экономических показателей. Сервис имеет на это полное право.

Алексей Дедешко, юрист, эксперт International Analytical News Agency:

- Новые правила YouTube были порождены педофильским скандалом. После того как блогер Мэтт Уотсон нашел на видеохостиге "лазейку", которая позволяет педофилам обмениваться на платформе контактами и роликами, компании Disney, Epic Games, Nestle и Dr. August Oetker, перестали рекламироваться на YouTube. Новые правила подразумевают, что аккаунтами детей до 13-18 лет, в зависимости от страны, теперь обязаны управлять родители. Но обязанность родительского контроля пока никак не разграничивается и потому накладывается и на обычный, безобидный детский контент. За разрешение посмотреть мультфильм, скажем, дети должны идти к родителям и просить поковыряться в настройках, и эти требования многих возмущают. В остальном установление возрастных цензов - это разумные меры по обеспечению безопасности детей. Возможно, если бы не скандал, мы бы еще нескоро услышали о подобных ограничениях. Отдельно в России вопрос о возрастном цензе на YouTube еще не поднимался, тем не менее, мы в своей стране тоже обязаны подчиняться правилам американской платформы, потому как правила распространяются не на конкретные территории, а на географию пользования YouTube.

"