Posted 20 ноября 2003,, 21:00

Published 20 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Не уверен – не отставай

20 ноября 2003, 21:00
Всякий, кому приходилось за последние дни перемещаться по Москве на автомобиле, во время перебора радиостанций хоть раз да нарывался на пафосное объявление: «Юрий Лужков. Вопросы и ответы». Пафос, однако, оказывался совершенно неуместным, поскольку за пышным заголовком следует неловкая игра в одни ворота – женский голо

Эта странная передача, вероятно, призвана заменить участие Лужкова в телевизионных дебатах со своими конкурентами. Заменить прямую схватку основных фигурантов имитацией живого диалога c избирателями. Дескать, мэр в политические игры не играет, а общается с родными своими земляками. Поближе к выборам Юрий Михайлович начнет по старосоветским лекалам и встречи на предприятиях проводить. Толку тоже будет чуть. Ну десяток-другой рабочих АЗЛК чего-нибудь спросят. Ну видно будет в телевизоре, что рабочие – натуральные, не дикторы переодетые... И что?

А ничего. Вряд ли неподготовленные люди сумеют правильно сформулировать свои главные претензии, реплики все равно получатся маловнятными, разговор слишком легко можно увести в сторону, подменить одну тему другой, и т.д. Отвечающему, разумеется, так удобней – есть стопроцентная гарантия, что лицом в грязь не ударишь.

Эта номенклатурная, формальная манера «общения с народом» может заменить общение реальное. Но всех предвыборных задач, которые ставит стоящий на дворе 2003-й год, даже если ты действующий мэр, эрзац-диалог не решит.

Вот уже 11 лет Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит среди жителей столицы один и тот же опрос: насколько они удовлетворены тем, как Юрий Лужков справляется с обязанностями мэра. И надо сказать, что в начале текущего года лужковский рейтинг упал до самой низкой отметки за последние девять лет: положительную оценку его работе дали только 59 процентов опрошенных социологами москвичей, в то время как отрицательную – 23. Худших показателей у Лужкова не было с 1994 года, когда он только начинал выстраивать свою систему управления столицей. К осени, впрочем, положение несколько выправилось, достигнув тем не менее всего лишь уровня 1995 года – 64 процента, тогда как все остальные годы этот показатель никогда не опускался ниже 70.

В ситуации падения популярности к народу, конечно, нужно выходить с особой осторожностью. Безопаснее и даже выигрышнее было бы участвовать в теле- и радиодебатах с конкурентами по предвыборной гонке. Но и тут год грядущий преподнес Лужкову неприятный сюрприз: впервые на выборах у Юрия Михайловича появился весомый соперник. Александр Лебедев, президент Национального резервного банка, с самого старта кампании уверенно отыграл тему дебатов, поставив перед мэром профессиональные и продуманные вопросы по основным направлениям деятельности московского строительства – вопросы в тех сферах, где, казалось бы, официальная Москва чувствовала себя увереннее всего: строительство, финансы и социальная защита граждан. Наблюдателям стало очевидно, что даже несомненных заслуг Лужкова – например, того, что он сумел отстоять Москву от «приватизации по Чубайсу», – может, и хватит для памятника от благодарного потомства. Но электорат живет сегодняшним и завтрашним днем, а не вчерашним.

Наконец, отказ от публичных дебатов в таком сюжете, как выборы столичного мэра, – это фактически сдача позиций политика федерального масштаба. Девиз «не словом, а делом» – это именно слова, причем слова, свойственные поколению «крепких хозяйственников», время которых, очевидно, прошло.

"