Posted 16 мая 2004,, 20:00

Published 16 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Аяцков пришел на допрос

16 мая 2004, 20:00
В субботу у губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова была взята подписка о невыезде. Как сообщили «НИ» в областной прокуратуре, глава региона явился на допрос, однако, сославшись на отсутствие официального обвинения, воздержался от дачи показаний. Вызов губернатора-тяжеловеса на допрос совпал с инициативой генпр

Второй раунд допроса – уже в присутствии адвоката Аяцкова – должен состояться сегодня. Как ожидается, губернатору Саратовской области будет предъявлено официальное обвинение по нашумевшему «делу комбайнов». В 1998 году правительство области закупило 20 американских комбайнов на сумму 500 млн. рублей. Однако в роли их получателя выступил не агропромышленный комплекс региона, а частная структура – Областная продовольственная корпорация. Вследствие августовского дефолта она не смогла вовремя заплатить таможенные пошлины, и все обязательства по растаможке техники взяло на себя саратовское правительство в лице вице-губернатора Сергея Шувалова. Однако тот также не смог их выполнить, и область задолжала в итоге таможенникам порядка 8 млн. долларов. В январе 2002 года против него было возбуждено уголовное дело. Прокурор области Анатолий Бондар посчитал, что вице-губернатор не имел права без санкции областной Думы вносить изменения в расходную часть бюджета. Однако, рассмотрев апелляцию саратовских обвинителей, Верховный суд России не нашел признаков преступления в действиях Шувалова. Чуть позже уже лично Дмитрий Аяцков подписал распоряжение об оплате злополучной пошлины, в результате чего и попал под «обстрел» прокуратуры.

Впрочем, одними комбайнами перечень «злоключений» влиятельного губернатора не ограничивается. По мнению прокурора области Анатолия Бондара, избравшего Аяцкову меру пресечения в виде подписки о невыезде, глава региона может стать фигурантом по нескольким уголовным делам. Так, признаки коррупционности, по версии Саратовской прокуратуры, содержатся в решениях и постановлениях областного правительства о деятельности облпотребсоюза, возглавляет который сводный брат г-на Аяцкова Владимир Титаев. Кроме того, было выявлено, что 4 млн. бюджетных рублей, предназначенных на профилактику затопления в Аткарске Саратовской области, были использованы не по назначению. Прокуратура, помимо того, заинтересовалась юридическим обоснованием использования Дмитрием Аяцковым самолета, а также приватизацией завода резинотехнических изделий и другой собственности на территории региона близкими ему людьми.

Сам Дмитрий Аяцков к претензиям со стороны областной прокуратуры отнесся довольно спокойно. Если не считать созванной им пресс-конференции, на которой он заявил, что «прокурорские работники взяли старт губернаторской избирательной кампании». Он также напомнил, что в областной парламент уже прошел сотрудник областной прокуратуры Виктор Будылев, а место уполномоченного по правам человека заняла заместитель прокурора области Нина Лукашева. И высказал предположение, что свои силы на выборах губернатора Саратовской области в 2005 году решил попробовать его обвинитель Анатолий Бондар.

По мнению экспертов, опрошенных «НИ», слова действующего губернатора не лишены основания. Так, заведующий сектором административного права Центра политических исследований государства и права РАН Владимир Альхименко полагает, что «просто так ничего не бывает». «Поскольку дело фактически подняли из архива, значит, это кому-нибудь нужно, – заявил он «НИ». – Через год там выборы, поэтому прокурорскую облаву следует воспринимать как намек. Других способов намекнуть региональной элите федеральный центр пока не знает. А тот факт, что Аяцков к числу неугодных Кремлю губернаторов никогда не относился, говорит о том, что он не сумел подстроиться под первые экономические решения кабинета Фрадкова». Губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, не принимая ничьей стороны, тем не менее считает, что его коллега невиновен. «Я уверен, что у Аяцкова не было никакого корыстного умысла нарушать закон. Если его подчиненные не умеют заниматься делопроизводством, это не значит, что губернатор – преступник», – заявил Евдокимов «Новым Известиям».

Что касается Генеральной прокуратуры, то она информацией об уголовном деле в отношении Аяцкова пока не располагает. Об этом сказал генпрокурор Устинов на выездной встрече с представителями правоохранительных органов в Хабаровске. Правда, не зная о саратовских событиях, он удивительно к месту и ко времени высказался за ужесточение «уголовных репрессий» в отношении должностных лиц в целом. По его мнению, это наиболее эффективное средство в борьбе с коррупцией. «Чиновники очень изобретательны и обязательно найдут способ замаскировать свои злоупотребления», – отметил генпрокурор. Поэтому только неотвратимость наказания, по его мнению, может искоренить коррупцию. Чтобы не быть голословным, г-н Устинов, пользуясь случаем, заявил, что у Генпрокуратуры есть вопросы к губернаторам Дальнего Востока. Кто именно попал в поле зрения московских обвинителей, он не уточнил, сказав только, что это связано с вопросами подготовки дальневосточных регионов к зиме.

По мнению адвоката Бориса Кузнецова, хорошо знакомого с губернаторскими делами, весеннее обострение активности прокуроров связано прежде всего с новой перестановкой кадров. «Правительство сейчас поменяли, поэтому пришел черед региональных властей, потом будут местечковые, – убежден известный адвокат. – Процесс против Аяцкова в этом плане показателен, потому что он определит силу региональных элит ельцинского призыва».




Честь губернатора

"