Posted 13 января 2004,, 21:00

Published 13 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Подземные короли

13 января 2004, 21:00
Шестнадцатидневная голодовка не помогла профсоюзному лидеру из Челябинской области Владимиру Родюку отстоять право шахтеров на 6-часовой рабочий день. Вчера коллективный договор подписал от имени трудового коллектива другой, лояльный администрации профсоюз. А сторонников г-на Родюка одного за другим увольняют.

В городе Копейске Челябинской области три местные шахты – главный работодатель. Сейчас на них трудятся 5 тысяч человек из 35 тысяч трудоспособных жителей города. В советское время на шахтах и связанном с ними производстве работали 12 тысяч жителей Копейска. В июне 2003 года разорившийся шахтный комплекс приобрело ОАО «Челябинская угольная компания». К этому времени задолженность по зарплате шахтерам составляла 8 месяцев. Новый собственник погасил долги по зарплате и принялся активно эксплуатировать имущество и людей. В результате с 1 сентября 2003 года продолжительность рабочего дня шахтеров была увеличена с 6 до 7 часов. Правда, зарплата одновременно возросла с 5,8 тыс. рублей до 7,5 тыс. рублей.

Когда пришло время заключать трудовой договор на 2004 год, Челябинская региональная организация Независимого профсоюза горняков России потребовала от «Челябинской угольной компании» снизить рабочий день шахтеров до положенных законом 6 часов. Профсоюз ссылался на Трудовой кодекс, ограничивающий рабочий день в шахте до 6 часов, и рекомендации Минздрава, утверждающие, что при нахождении под землей более 6 часов резко возрастает «вероятность неадекватной реакции человека» и, соответственно, аварийность.

Однако руководство «Челябинской угольной компании» отказалось вести переговоры с профсоюзом. Более того, когда шахтеры 23 декабря пришли за авансом, в бухгалтерии лежали списки членов профсоюза, которым было приказано выдавать деньги только после написания заявления о выходе из профсоюза. Здесь же лежали уже готовые бланки этих заявлений. За один день численность профсоюза уменьшилась с 2400 до 1500 человек. За предновогоднюю неделю 4 активиста профсоюза были уволены за «нарушение техники безопасности», еще 35 – «временно отстранены от работы», а сам профсоюз выселили из помещения, которое он занимал в административном здании одной из шахт.

24 декабря председатель Челябинской региональной организации Независимого профсоюза горняков России Владимир Родюк начал голодовку. Параллельно профсоюз обратился в городскую прокуратуру с требованием привлечь к ответственности директора «Челябинской угольной компании» за нарушение Трудового кодекса. Тем временем руководство компании в спешном порядке организовало на шахтах новый профсоюз – «Объединенный профком Росуглепроф». Туда по умолчанию записали всех шахтеров – не членов «Независимого профсоюза горняков». Никаких заявлений и членских взносов с людей не собирали. На состоявшейся при посредничестве администрации Челябинской области 8 января 2004 года встрече руководства компании с представителями шахтеров присутствовали лидеры обоих профсоюзов. На 13 января были назначены переговоры о заключении коллективного договора, а пока что лидерам «Независимого профсоюза горняков» пообещали не препятствовать работе профсоюза и не преследовать его членов.

Владимир Родюк поверил обещаниям и 8 января голодовку прекратил. На следующий день он вместе с двумя активистами профсоюза отправился на шахты. Однако никуда их не пустили. Всюду возле входов были развешаны их портреты с подписью «Охранник, пропустивший этих людей на территорию шахты, будет уволен». А когда вчера лидеры «Независимого профсоюза горняков» явились на переговоры о заключении коллективного договора, оказалось, что коллективный договор уже был подписан накануне. От имени трудового коллектива его подписал «Объединенный профком Росуглепроф». По закону, если в трудовом коллективе действует несколько профсоюзов, то коллективный договор заключается с тем профсоюзом, в котором больше членов. А после «чистки» 23 декабря самым большим профсоюзом на шахте оказался именно лояльный хозяевам шахт «Объединенный профком Росуглепроф». Нужно ли говорить, что коллективный договор заключили на условиях компании, с 7-часовым рабочим днем?

"