Posted 13 декабря 2018,, 19:59

Published 13 декабря 2018,, 19:59

Modified 7 марта, 16:19

Updated 7 марта, 16:19

Покушение на TimesNewRoman. Как чиновники будут жить без "вредных" шрифтов

Покушение на TimesNewRoman. Как чиновники будут жить без "вредных" шрифтов

13 декабря 2018, 19:59
Фото: http://zt116.ru
Российским чиновникам запретили печатать самыми популярными шрифтами из-за санкций. Инсайд URA.RU наделал немало шуму. Пропагандисты успели затянуть очередную песню о кровожадной политике американцев. Но что произошло на самом деле? В вопросах «НИ» разбирались вместе с экспертами.
Сюжет
Санкции

Лопнет ли документооборот в российских госучреждениях? Пересадят ли госслужащих на отечественный софт?

Больше недели горячо обсуждается известие о том, как в российских госучреждениях запрещают пользоваться самыми популярными шрифтами для печатания документов Times New Roman, Arial, Courier New и др., к которым все так привыкли. В своей заметке первоисточнике - информационное агентство URA.RU ссылается на некую методичку, которая тайно бродит по всем органам власти в стране.

«Российские чиновники больше не могут использовать самые популярные шрифты <…> Чтобы выйти из ситуации, чиновникам всех уровней предлагают переходить на ПО отечественного производства», - говорится в материале новостного агентства. Использовать шрифты можно только на одном компьютере и для печати. Но нельзя копировать эти шрифты на другие компьютеры, нельзя включать их в электронные документы для передачи в другие организации и нельзя применять их в WEB-приложениях. Всё это вкупе в корне разнится с существующими принципами электронного документооборота в госструктурах России, сообщается в заметке. Cnews.ru в свою очередь вспоминает о «Правилах оформления служебных документов» в «Справочнике офицера» за 2017 г., согласно которому предписывается использовать шрифт Times New Roman как основной при составлении служебных документов в российских вооруженных силах.

Причина сложившейся ситуации, как сообщает URA.RU – в антироссийских санкциях. Правообладатель – американская корпорация Monotype Imaging по политическим соображениям больше не будет лицензировать свои шрифты для российских программ.

Ответы на вопросы, возникшие вокруг инцидента со шрифтами, «Новые Известия» искали вместе со специалистами.

Евгений Лифшиц, глава Агентства кибербезопасности, член экспертного совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

- Для использования любых шрифтов где бы то ни было необходимо получить разрешение правообладателя. У нас этот шрифт (Times New Roman) во все времена при разработке даже отечественного программного обеспечения использовался как стандартный. В этом, получается, уже изначально содержался юридический казус.

- Есть ли риск того, что запрет на использование шрифтов вызовет коллапс в документообороте российский госслужб?

- Не думаю. Ответственные за разработку в России системы государственного документооборота способны устранить вполне быстро те недоработки, которые привели к использованию шрифтов, признанных теперь запрещенными. Шрифты заменят на те, которые можно использовать или разработают свои шрифты. Где-то подработают программное обеспечение. Это не будет большой проблемой для российских специалистов. Сам по себе документ не является отчетной формой. Он формируется скриптами и программным обеспечением по тем правилам, по которым написан код. Поправят код, и проблема исчезнет. Я думаю, на самом деле наши производители софтов уже это сделали – уже поменяли шрифты. Не такие это большие сложности – изменить пару строчек кода.

Сергей Оселедько, управляющий партнёр компании-разработчика веб-сервисов «Notamedia»:

- История не нова, она длится уже три года. В конце каждого года компания Monotype Imaging заявляет, что запрещается пользоваться её шрифтами. Но никто на это не обращает внимания. Мне кажется, что и об этом запрете люди забудут через две недели, как это было и год, и два назад. А если нет – у российских разработчиков много похожих шрифтов. Студия Артемия Лебедева, например, делает немало таких. Проблем с пересадкой чиновников на похожий шрифт, по моему мнению, не возникнет. Шрифт – это начертание букв. Будет оно немного другое - какая разница? Есть разные типы шрифтов, есть множество библиотек шрифтов. Я вообще не считаю, что это какая-то проблема для кого-то сегодня.

- Положим, наши госструктуры проигнорируют запрет правообладателя шрифтов – компании Monotype Imaging. У запрещающего в принципе вообще имеются инструменты как-то проверить, как соблюдается его вето?

- Достаточно взять, посмотреть видео презентации чиновника, и будет установлена публичная демонстрация использования запрещённого шрифта.

Артём Геллер, генеральный директор компании AIC AG, главный разработчик портала Kremlin.ru:

- Проблема с возникшими претензиями американской компании по программному обеспечению действительно серьёзная и совершенно неожиданная для нас. Никто не думал, что подобные споры возникнут. С другой стороны, конкретно проблема с использованием шрифтов уже решена, потому что эта история началась не сегодня. Этой истории два года, и за это время разработчики и правообладатели Office вместе с компанией PARA TYPE успешно разработали очень хороший шрифт Astra, который с успехом заменил Times New Roman в их облачном офисном пакете. Но претензии корпорации задевают и Интернет. Monotype Imaging является лицензиантом различных шрифтов. Их используют в офисных пакетах, в интернете и т.д. И поскольку проблема есть, мы стали работать над тем, чтобы произвести замены и при использовании шрифтов в интернете. Шрифт Arial, с которым потенциально могут возникнуть проблемы, мы уже полностью заменили шрифтом RF Sans. Сейчас ведём работу над шрифтом, который заменит Times New Roman в Office. Все эти шрифты у нас будут бесплатными, как и у PARA TYPE и у «Моих документов». Проблема по сути решена.

Другое дело, что нужно переписывать ГОСТы, государственные внутренние распоряжения, где прямо декларируется наличие шрифта Times New Roman в определённых размерах и отступах. Предстоит переписать регламенты и нормативно-правовые акты: изменить рекомендуемый шрифт Times New Roman, например, на Astra, a Arial - на RF Sans.

- У большинства чиновников на рабочих компьютерах установлен Office, в котором есть библиотека шрифтов. Допустим, ими продолжают пользоваться. У правообладателя есть реальные возможности отследить нарушение запрета?

- Практически нет. У правообладателя Monotype Imaging не такие длинные руки. Потенциально при стечении какие-то обстоятельств возникнуть такие проблемы могут. Но надо помнить, что Windows мы сейчас в расчет не берем. Устанавливая платные лицензионные пакеты Windows, как то делают наши чиновники, лицензия на шрифты уплачивается автоматически, она включена в общий пакет. Наших привычных офисных пакетов те есть ограничения, о которых мы сейчас говорим, не касаются. Они скорее касаются отечественных разработок и компаний, которые хотят ввести в эксплуатацию в госсекторе или коммерческом секторе свое программное обеспечение.

Вот с этой точки и начинается проблема. Monotype Imaging в принципе может отказать по санкционным соображениям любому российскому коммерческому лицу в лицензировании этих шрифтов в составе своей разработки. И это может стать серьёзной проблемой. Разработка шрифта требует больших временных и денежных затрат. Шрифты разрабатываются от четырёх – пяти месяцев и стоит это несколько миллионов рублей. На бизнесе это может серьёзно отразиться, как отразилось на разработчиках «Моего офиса», но у них были деньги, и они справились с этой задачей.

Александр Вураско, специалист в области информационной безопасности, IT-аналитик компании «Dr. Web»:

- В чем санкция? Компания Monotype Imaging не может напрямую сотрудничать с российскими компаниями, скорее всего, у неё действительно запрет на сотрудничество. Но это такой умный запрет. Формально договоры между американской корпорацией и российскими разработчиками заключаться могут, фактически заключаться они не будут. Поставлены такие условия, на которые российские клиенты не согласятся.

Года два назад компания Monotype Imaging выставила российским производителям на лицензию неподъемную стоимость. Производители оказались неспособны платить столько за шрифты. Лицензии выдаются по количеству дистрибутивов – собственно, речь о ценах, когда за один дистрибутив стали просить по 800 долларов в качестве добавочной стоимости. Понятно, что за такие деньги его никто не будет покупать. Я думаю, что обсуждая сегодняшнюю обстановку, мы столкнулись именно с этой проблемой.

Проблема может возникнуть и при лицензировании этих шрифтов для российских операционных систем, которые будут внедряться в госорганах. Но уже многие годы существуют альтернативы, схожие по начертанию и в общем-то неотличимые. Использование альтернативных шрифтов не требует каких-то специальных технических познаний. Скорее всего, эти альтернативные шрифты будут изначально включены в пакет поставки в отечественных операционных системах.

Но хорошие новости в том, что рисков я не вижу никаких. Понятно, что все привыкли к шрифтам компании Monotype, потому что все они идут вместе с Windows и пикетом Microsoft Office. Но решение на поверхности - использовать схожие шрифты, которые компании Monotype Imaging не принадлежат...

В финале нашего исследования мы опросили чиновника, который рассказал, как обстоят дела со шрифтами "в полях". Госслужащий пожелал сохранить конфиденциальность, но указал свою принадлежность: аппарат губернатора одного из регионов России. Он сообщил, что история с запретом шрифтов его и коллег пока никак не коснулась.

- Вообще не про нас эта проблема. Может быть, в Москве её быстрее почувствуют, но у нас на данный момент никаких сложностей не возникло. Никто ничего не запрещает. Я уже не говорю о том, что даже в 2018 году нелицензионное программное обеспечение используется на госслужбе сплошь и рядом.

"