Posted 9 декабря 2007,, 21:00

Published 9 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

После голосования кулаками не машут

9 декабря 2007, 21:00
Прокуратура Пресненского района столицы продолжает расследовать дело об инциденте, случившемся в ночь со второго на третье декабря на избирательном участке № 2. Членов участковой избирательной комиссии подозревают во вбросе бюллетеней, а кандидата в депутаты Андрея Самошина – в избиении женщины. По мнению экспертов, аг
Сюжет
Выборы

Кто виноват в драке на избирательном участке № 2 в гимназии № 1513 на Новинском бульваре, сейчас выясняют следователи прокуратуры Пресненского района Москвы. Началось все с того, что перед закрытием участка один из наблюдателей заподозрил, что в урну были вброшены несколько пачек с бюллетенями. Из штабов своих партий на участок тут же примчались кандидаты в депутаты от «Справедливой России» Андрей Самошин и от «Яблока» Сергей Митрохин. Как рассказал «НИ» Сергей Митрохин, Андрей Самошин, увидев, что сотрудница избирательной комиссии что-то пишет, решил, что на его глазах происходит фальсификация протокола голосования, и попытался этот протокол отобрать. Женщина стала защищаться, а дежурившие на участке милиционеры бросились разнимать дерущихся. Женщину отвезли в травмопункт, а урну, в которую якобы были вброшены бюллетени, вскрыли в присутствии приехавшей на участок члена Центральной избирательной комиссии Елены Дубровиной. Сергей Митрохин полагает, что вброс все-таки был, так как в урне лежали «от двух до четырех пачек бюллетеней», которые «выглядели как сложенные вместе». Однако по фотографиям, которые сделал г-н Митрохин, такой вывод сделать нельзя, так как они, по его словам, «получились нечеткие».

Выявить вброс можно было бы, сопоставив результаты голосования на этом и на соседних участках. Но, как сообщила «НИ» член ЦИК Елена Дубровина, результаты голосования на участке № 2 так и не огласили, передав все жалобы в Московскую городскую прокуратуру. Впрочем, даже если результаты голосования на участке № 2 будут признаны недействительными, на итогах выборов в целом это никак не скажется. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НИ», что «проблемы на некоторых участках в столице не оказали существенного влияния на конечный результат». К примеру, «Справедливая Россия» в Москве получила почти столько же, сколько по всей стране (7,7% и 7,8% соответственно). Поведение кандидата от этой партии Андрея Самошина в послевыборную ночь, по словам г-на Макаркина, также объяснимо. Занимая четвертое место в московском списке, Андрей Самошин мог рассчитывать на депутатский мандат в случае, если «справедливороссы» набрали бы в столице 10,5–11% голосов. «Любой голос за «Справедливую Россию» был для него дополнительным шансом, и поэтому он вел себя так активно», – говорит политолог.

Но невысокий результат в столице был изначально предопределен составом первой тройки московского списка «справедливороссов». Во главе списка находился министр культуры Александр Соколов, который «почти не участвовал в кампании», а лишь «сигнализировал чиновникам, что партия близка к власти». Третью строчку занял близкий к Сергею Миронову, но почти неизвестный избирателям Николай Левичев. И только второй номер Галина Хованская, известная благодаря отстаиванию прав граждан в сфере ЖКХ, могла привлечь избирателей. Алексей Макаркин считает, что, возможно, привлечь дополнительные голоса удалось бы, если бы в начале списка был поставлен хорошо известный москвичам активный общественный деятель, защищающий их интересы – депутат гордумы, актер, врач или адвокат. Но «аппаратные аргументы восторжествовали над электоральными». «Если действовать только по электоральной логике – будут проблемы, – считает эксперт. – Им нужен был министр в списке, чтобы показать чиновникам, что партия связана с властью. А ставить его четвертым номером не решились». Свою роль сыграло и то, что руководителем московского отделения «Справедливой России» незадолго до начала избирательной кампании стал бывший глава Ленинского района Тульской области и неизвестный москвичам Андрей Самошин. Но он вместо лидера столичной организации «СР», по сути, стал ее балластом. А после скандальной истории на избирательном участке и вовсе впору ставить вопрос о его политическом будущем. Уж очень хочется верить, что Россия пережила тот печальный этап своего развития, когда даже в стенах Госдумы отдельные народные избранники позволяли себе поднимать руку на женщин.

"