Posted 10 сентября 2018,, 17:58

Published 10 сентября 2018,, 17:58

Modified 7 марта, 16:30

Updated 7 марта, 16:30

Итоги Единого дня голосования "НИ" подводит вместе с экспертами

Итоги Единого дня голосования "НИ" подводит вместе с экспертами

10 сентября 2018, 17:58
Фото: Fb.com
Выборы минувшего воскресенья были предсказуемы по результатам. В то же время по нескольким показателям они внесли рекордные и неожиданные корректировки. Четыре вторых тура, провал Навального, победа ЕР в Заксобраниях на фоне экономических потрясений, возрождение рынка политтехнологий.
Сюжет
Выборы

Прошедший во всех регионах страны Единый день голосования чётко обозначил тенденцию: большую заинтересованность в выборах проявляют политики, а не люди с гарантированным правом голоса.

- Сложилась ситуация, когда выборы больше нужны политикам для получения легитимности, чем гражданам. У любой власти вопрос легитимности стоит на первом месте. Вы не можете объявлять себя эффективным руководителем региона, если на ваши выборы приходит 15 – 17 % и из них только половина за вас голосует, - считает политтехнолог Андрей Миронов.

Низкая явка в целом отмечается на всех уровнях: от выборов мэров столиц до довыборов в Госдуму, в региональные заксобрания и на губернаторских выборах. В регионах явка вдвое ниже, чем в марте на выборах президента и ниже, чем в прошлых избирательных циклах.

- Явка в регионах везде разная, и она соответствует явке на предыдущих выборах того же уровня. К примеру, в Москве в 2013 году явка был 32%, сейчас – 30% с небольшим – примерно то же самое. Есть регионы с высокой явкой – Кузбасс и Башкирия. Есть регионы с традиционно низкой явкой, как Москва и Екатеринбург. Традиции тоже работают. Зачастую это не показатель легитимности, а просто политические традиции. И, конечно, явка на выборах президента была значительно выше, потому что была другая повестка, - считает руководитель Bakster Group, политтехнолог Дмитрий Гусев.

По итогам Единого дня голосования имеем четыре региона со вторыми турами. Что стало катализатором в каждом случае?

- Во Владимирской области, Хабаровском крае и Хакасии старые губернаторы, непопулярные у населения, проштрафившиеся. Шпорт довёл Хабаровск до кризисной ситуации. Орлова во Владимире со всеми переругалась. В Приморье удивительно, что молодой технократ – назначенец из Кремля дошёл до второго тура. Это говорит о том, что надежда на рейтинг Путина не оправдалась. Нужно обязательно работать с населением, с «полем», - говорит руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

По мнению других аналитиков, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко выходят во второй тур ещё и из-за тяжелых последствий природных стихийных бедствий, от которых пострадали много хозяйств. Людям не до выборов, и само собой предъявляют власти претензии, как это всегда бывает при крупных чрезвычайных происшествиях.

- В Приморье сказался ураган, который там бушевал (в связи с ним низкая явка); в Хабаровске врио губернатора нужно было просто заниматься избирательной кампанией, а он на выборы, что называется, «забил», в итоге уступил первое место не самому сильному оппоненту и попал во второй тур, - говорит политтехнолог Вячеслав Смирнов.

- Что касается перевыборов в Хакассии - эта республика, которая больше всего пострадала от американской политики. Как известно, Трамп ввёл 15%-ые пошлины [на ввоз от России]. Это распространяется на Хакассию, поскольку в ней бюджетообразующим является алюминиевый завод, который теперь практически перестал платить деньги в республиканский бюджет, в республике случился глубокий финансово-экономический кризис, - говорит профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев. - Дошло до того, что нечем выплачивать зарплаты врачам и учителям. В республике введено внешнее финансовое управление со стороны Москвы. На почве этого кризиса, естественно, расцвели популистские настроения: глава республики не может справиться с управлением, пытается снимать неугодных кандидатов, занимается фальсификациями на участках (на некоторых из них выборы даже были отменены). Ситуация кризисная, и триггером послужила, как я уже сказал, ситуация с алюминиевой отраслью.

Еще один важный маркер этих выборов – это результаты по заксобраниям. Парламентариев выбирали в двух десятках регионов. В заксобраниях, как и предполагалась, сработала федеральная повестка в виде пенсионной реформы. Итог таков, что протестные настроения удалось канализировать.

Несмотря на тяжелейший электоральный фон на старте, "Единая Россия" побеждает практически везде.

- Где-то у ЛДПР хорошие результаты, где-то у коммунистов, у Справедливой России. Малые партии прошли. Протест распределился между многими партиями. В Хакасии коммунисты вышли на первое место. В четырёх регионах будет второй тур выборов. В Иркутске – коммунистический регион, с губернатором-коммунистом, и у них там есть серьезное лобби со стороны элит. Никто не ожидал, что у Единой России там будут запредельные проценты. Вообще, во всех странах мира, когда правящая партия проводит пенсионную реформу, она после этого на выборах проигрывает. То, что Единая Россия в таких условиях получает в общем 30%, в Башкирии – 60% с лишним, я считаю, это очень хороший для партии результат, - говорит Дмитрий Гусев.

Где-то на результаты «Единой России» по заксобраниям повлияли межэлитные разборки. Также на «Единой России» сказалось то, что у ЛДПР и КПРФ есть протестная тематика и харизматичные лидеры, а у «ЕР» на этих выборах харизматичных лидеров не было. Поэтому единороссам пришлось тяжелее, но на то и конкуренция, считает Вячеслав Смирнов.

Высокую конкуренцию отмечает и глава ЦИК Элла Пафилова. В Единый день голосования они сообщила, что в выборах принимают участие 44 избирательных объединения, в том числе 40 политических партий и 4 общественные объединения «Это самые дееспособные партии, и уровень конкуренции фактически отражает реальное состояние общественно-политической системы в нашей стране», - сказала она.

По словам главы ЦИК, в 11 регионах на выборах в законодательные органы «Единая Россия» получила менее половины голосов (по единому избирательному округу): в Бурятии, Хакасии, Забайкальском крае, Ненецком автономном округе, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Смоленской, Ульяновской и Ярославской областях. В административных центрах (столицах регионов) на парламентских выборах менее 50% голосов единороссы получили в Майкопе, Якутске, Абакане, Красноярске, Архангельске, Белгороде, Новгород, Рязани, Екатеринбурге и Тюмени.

На фоне предстоящих вторых туров выборов в четырёх регионах смешно вспоминать разговоры о том, что в стране нет никакой политики. За последние годы второй тур был исчезающей редкостью. И вот – пожалуйста – сразу несколько, - говорит вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова:

- Это показатель того, что кампания была конкурентная. В регионах есть политическая жизнь. Все проходит живо и без натяжек, видно, что не натягивают результаты. Ситуации, когда можно было подозревать, что кто-то административным ресурсом что-то натянул, нет. Понятно по результатам, что был строгий наказ этого не делать, говорит эксперт.

- Уже ничего не нужно натягивать. Действительно, есть от 20 до 30% граждан, которые поддерживают власть. Они и приходят. Вот и вся ситуация, - говорит политолог, доктор политических наук Юлий Нисневич. - У меня впечатление, что Россия проголосовала ногами. Такой низкий процент явки практически везде, за исключением Кемеровской области. И то там до 50% не добралось. Это первое, что производит впечатление – голосуют ногами. Такое впечатление, что это тесно связано с протестными настроениями, но протест не активный, а такой "пошли все нафиг".

В целом по прозрачности минувших выборов политтехнологи отмечают позитивные тенденции: к грязным технологиям прибегают в порядке исключения. В эти выборы не стали натягивать даже сотые и десятые проценты, хотя, как известно, делается без особых усилий и 3-5% при помощи админресурса. Не использовать подделывание результатов выборов – это осознанное решение со стороны организаторов выборов, чтобы не терять завоевания президентской кампании.

- Если бы был административный ресурс, то результаты были бы другими. Установки федерального центра касались того, чтобы не было никакой фальсификации, никакого давления, никакого использования административного ресурса. И то, что там, в Приморском крае, когда не хватило всего три с небольшим процента врио губернатору, чтобы победить, говорит о том, что неподмухлевали, - говорит Дмитрий Гусев.

В Москве уровень фальсификаций практически стремится к нулю.

- В целом в Москве фальсифицировать себе дороже, потому что прозрачность высокая, альтернативных кандидатов нет, членов и председателей ЦИКов выдергивают и приговаривают за что, что они фальсифицируют, - говорит Екатерина Шульман.

По последним данным главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова, явка на выборах мэра в Москве составила 30,89%; на дачных участках – не выше 70%. Всего на избирательные участки в Москве пришло 7,2 млн избирателей. Для голосования по столице было открыто 3 808 избирательных участков, из них 209 расположены за пределами города — в Московской, Тульской, Калужской и Владимирской областях.

Сегодняшняя явка в Москве сопоставима с интересом к выборам в мегаполисах мира. Ожидалось около 30%, вышло почти 31%. Разница с 2013-ым всего в один процент. И это с учетом того, что в 2013-ом ситуация была еще разогрета протестами, арестом и освобождением главного оппонента Собянина - Навального и его допуском к участию в выборах. Для Алексея Навального эта кампания и ее показатели - абсолютный крах.

Затухание протеста признает даже само оппозиционное крыло.

- Главная проблема заключается даже не в том, что в митингах суммарно приняли участие не более 20 тысяч человек, а в том, что организация акций и события на самих площадях продемонстрировали, что оппозиция не может предложить внятную альтернативную повестку. И вчерашний результат — это не нечто неожиданное, а вполне закономерный итог, к которому привела совокупность причин. Это непрофильная тема, ошибки в коммуникации, отсутствие позитивной повестки, отсутствие региональных лидеров, подмена целей», - говорит политолог Михаил Карягин.

«Митинги протеста демонстрируют, что: а) проект Навальный выдохся, слабо абсорбирует протестный процесс и потерял доверие целевой аудитории — городского обывателя. Проект пожирает деньги, но результата уже не дает — явно готов к закрытию», — отмечает телеграм-канал «Незыгарь». Он также добавляет, что реакция на протест «демонстрирует внутреннюю деморализацию силовиков. Рядовой и младший офицерский состав не мотивирован смыслами и замещает их отсутствие излишней физической жестокостью от неуверенности, которая рано или поздно сменится безразличием».

Протестную повестку не удалось перехватить и коммунистам, которые претендовали на то, чтобы возглавить протест по пенсионной реформе. «Акции Навального похожи на акции коммунистов — тоже демонстрируют тенденцию снижения количества протестующих против пенсионной реформы», - отмечает телеграмм-канал «Темник».

Взрывоопасная тема пенсионной реформы не помешала беспроблемному выигрышу «Единой России» даже в таких «красных территориях» по активности избирателей как Ивановская, Псковская и Магаданская область. Причина – в перевесе другого, более актуального запроса общества на обновление власти и омоложение ее во всех управленческих властных системах. Этот запрос как раз отражает взятый курс президента на кадровый отбор.

- Давняя проблема оппозиции заключается в том, что она следует в фарватере властной повестки. Практически каждый протест проходит по принципу «против чего-то», но не «за что-то». То есть у оппозиции нет позитивной программы изменений, которую бы они могли предложить гражданам, - говорит политолог Михаил Карягин. - Это особенно нужно было в теме с пенсионной реформы. Президент Владимир Путин 28 августа обратился к гражданам и объяснил причины принятия столь непопулярного решения, а также рассмотрел возможные альтернативы и наглядно показал их нежизнеспособность.Навальному и другим оппозиционерам по сути нечего предложить по теме, поэтому они стараются давить на эмоции, а не рациональные аспекты. Последние расследования Навального демонстрируют возможные факты проявления коррупции в ПФР. Однако понятно, что даже если расформировать ПФР и пустить все деньги на пенсии, то их не хватит для отмены повышения пенсионного возраста. Конечно, факты коррупции вызывают негативную реакцию, на которую и рассчитывает оппозиционер, но расследования не дают никакой альтернативы.

- Власть не отдала протест ни Навальному, ни коммунистам, а попыталась канализировать его в ЛДПР. Поэтому и Жириновский пошёл общаться на Пушкинскую площадь на митинг против пенсионной реформы, - говорит Юлий Нисневич.

Еще одно открытие, которые показали выборы 9 сентября - это возрождение рынка политтехнологий, что еще раз отсылает к наличию конкурентной борьбы на состоявшихся выборах.

Кандидаты и штабы, рассчитывавшие только на изначальное доверие Путина, испытали в этот раз большие сложности. И напротив - кандидаты, которые использовали для своей избирательной кампании соцсети, прессу и вообще активно вели выборы – оказались на коне.

- Второй тур в четырех регионах, когда конкуренция между Единой Россией, ЛДПР, КПРФ и Справедливой Россией – это управляемая конкуренция. Те, кто должны были победить, но не смогли, думали, что у них всё в кармане. Их конкуренты делали что-то более или менее интересное. Это другая форма отражения протестного настроения, - говорит Юлий Нисневич. - То, что мы сегодня называем выборами, очень чётко выстроено. К ним допускаются только четыре партии. В индивидуальном голосовании (выборы губернаторов) стоит муниципальный фильтр. Бывают «отдельные недоработки», но в целом это картину не меняет. В четырёх регионах будут повторные туры, но это не означает, что победила оппозиция. Бывшие врио не набрали 50%. Я думаю, что, в конце концов, они всё равно победят, там разрывы приличные. Это не столько результат конкуренции, сколько недоработка тех, кто организовывал кампании. Если бы они уделили этому больше внимания, то всё решилось бы в первом туре.

Рынок политтехнологий существует и оживляется, полагает профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев. Их услугами пользуются все: и кандидаты, рассчитывающие на поддержку Путина, и кандидаты, на нее не рассчитывающие. Разница в том, что в этот Единый день голосования некоторые не вели кампанию в полную силу, даже не столько из-за самоуверенности, сколько из-за скромности.

- Скажем, Шпорт в Хабаровском крае, он инженер, считал, что очень много сделал для края. Там в прошлом году был рост промышленного производства на 120%, он считал, что и так люди всё видят. Это единственное исключение. Во всех остальных регионах политтехнологи работали во всех штабах. Каждый год по 200-300 человек политтехнологов собираются на различных конгрессах, все работают, никто не исчезал. Рынок никуда не девался.

В период с 2015 по 2017 год из политтехнологического бизнеса ушли деньги, и кандидаты стали вкладываться в команды и нанимать самых дешёвых технологов. Ставка в последние годы была сделана на чиновников, которые должны были заниматься протоколами, подсчётом правильным, то есть это даже не административный ресурс, а бумажная работа. Это всё совпало с политикой вседозволенности, - считает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

- Грубые нарушения, реакция Панфиловой, реакция общественности ни на что не влияли. Кандидаты всё равно побеждали. Это развязало руки и позволило власти перейти к экономии средств. И главное, что они не работали в «поле». «Поле» - это работа с населением, агитация, жёсткая отработка территории, то, чем занимались политтехнологи. Считалось, что это дорого, трудно, затратно, зачем, когда можно и так всё сделать?

В результате, там, где работали профессиональные команды политтехнологов, результаты хорошие. На примере Амурской области мы видим образцово-показательный результат. Это не сверхпроценты, как у Цивилёва на Кузбассе, где очень тяжело поверить в его 79%. Они пошли по сценарию 2016 года. А были территории, где власти сэкономили и теперь возникли проблемы. Плохая работа политтехнологов приводит к тому, что выборы проходят в конкурентной среде. В первую очередь, город Якутск, где победила кандидат от партии «Возрождение России», обогнав уверенно на 15% кандидата от Единой России, который был поддержан губернатором. В Забайкалье резкое падение Единой России на третье место. Четыре региона, где будут вторые туры. По результатам этой кампании возвращение рынка политтехнологических услуг неизбежно, считает Гращенков. На территории будут возвращаться команды полного цикла, которые будут работать в течение полугода или года, будут трезво оценивать уровень поддержки губернаторов и заксобрания, изучать, что интересно людям, чтобы кампания не велась в отрыве от народа - это главный лейтмотив.

"