Posted 3 февраля 2008,, 21:00

Published 3 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Политическая «мышка»

Политическая «мышка»

3 февраля 2008, 21:00
В пятницу сотрудники правоохранительных органов изъяли компьютерное оборудование в редакции газеты «Тольяттинское обозрение». Причиной изъятия стало нелицензионное программное обеспечение, установленное на редакционных компьютерах. Сами журналисты заявляют, что авторские права не нарушали, а поводом проведения проверки

Обыск в редакции газеты «Тольяттинское обозрение» производили сотрудники ОСТМ (отдел специальных технических мероприятий) отдела «К» при ГУВД Самарской области. По словам главного редактора газеты Павла Коледина, милиционеры изъяли все 20 редакционных компьютеров, сославшись на то, что на них установлено нелицензионное программное обеспечение. Как пояснил «НИ» директор газеты Игорь Квасов, «Тольяттинское обозрение» входит в структуру холдинга АвтоТрейд, у которого с корпорацией Microsoft заключено пакетное соглашение на 250 лицензий». «Это операционная система Windows Office, то есть нарушений авторских прав у нас нет, у нас все куплено, оплачено и работникам правоохранительных органов это было продемонстрировано, но никакого эффекта это не возымело», – рассказал «НИ» г-н Квасов. По его словам, с производителями других программ, установленных на редакционных компьютерах, также было заключено соглашение. Изъятие редакционных компьютеров г-н Квасов связывает с выборами мэра Тольятти, которые пройдут 2 марта. «Это один из вариантов», – говорит он. Бывший главный редактор «Новой газеты в Самаре» Сергей Курт-Аджиев, в редакции которой в мае прошлого года были изъяты редакционные компьютеры, считает, что накануне выборов мэра власти пытаются оказать давление на издание. По его словам, «процесс будет тянуться, пока выборы не закончатся».

Есть и другие примеры, когда сотрудники правоохранительных органов, сославшись на установленное нелицензионное программное обеспечение, изымают компьютерное оборудование у «неудобных» организаций. В прошлом году милиция приходила в офисы информационного агентства «Волга-Информ» и «63.ru». Подобным проверкам подвергались редакция «Новой газеты в Нижнем Новгороде», Фонд в поддержку толерантности и еще ряд правозащитных организаций Нижнего Новгорода. По словам референта фонда Станислава Дмитриевского, после изъятия компьютеров было возбуждено уголовное дело, а сейчас следственные действия прекратились. «Периодически следственные действия возобновлялись, когда в городе проходила публичная акция оппозиции», – говорит он. По его словам, проверка системного оборудования стала одним из способов борьбы с оппозицией. «У нас в течение двух дней прошла проверка правозащитных, оппозиционных организаций и СМИ, – говорит он. – Такое избирательное применение закона особенно не скрывается. Никаких других проверок в эти дни не было. Под боком у прокуратуры несколько видеосалонов, которые занимаются коммерческим прокатом, где на дисках написано, что коммерческий прокат запрещен». «Все достаточно очевидно, учитывая, что культура работы с лицензионным программным обеспечением только приходит в страну, а закон уже есть, – говорит Станислав Дмитриевский. – Это очень удобный механизм». Сергей Курт-Аджиев также отмечает, что проверки на контрафактное происхождение продукции стали обычным способом борьбы с оппозиционными изданиями. «Несколько лет назад журналистам побрасывали наркотики, боевые патроны, но, как правило, все это заканчивалось ничем, – отмечает он. – А сейчас нашли такой относительно законный способ выворачивания рук».

Напомним, первое судебное разбирательство о нарушении авторских прав корпорации Microsoft вызвало широкий общественный резонанс. Дело было возбуждено в отношении директора сельской школы Александра Поносова. Во время проверки обнаружилось, что на 12 школьных компьютерах были установлены нелицензионные версии операционной системы Windows. Верещагинский районный суд признал директора виновным и обязал выплатить штраф в размере 5 тыс. рублей. С решением суда г-н Поносов не согласился и подал жалобу в Верховный суд России, рассмотреть которую должны во второй половине февраля.

"