Posted 1 августа 2012,, 20:00

Published 1 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:38

Updated 8 марта, 05:38

«Ромни удержался от соблазна повторить, что Россия – главный враг США»

«Ромни удержался от соблазна повторить, что Россия – главный враг США»

1 августа 2012, 20:00
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни сделал неожиданный ход. В разгар избирательной кампании (выборы в Америке состоятся в ноябре), когда его рейтинг почти сравнялся с рейтингом его соперника Барака Обамы, Ромни совершил вояж в Великобританию, Израиль и Польшу – три страны, с которыми у США, п

– Господин Арон, как бы вы могли оценить недавний визит Митта Ромни? Все-таки скандалов было уж очень много.

– Я не хочу как-то специально защищать Ромни. Это выглядело бы по-дурацки. Но то, что вы называете скандалом, это буря в стакане воды. Это скандал для элит, для горстки высоколобых читателей редакционных мнений таких либеральных изданий, как «Нью-Йорк таймс» или «Вашингтон пост». Лучше обратите внимание на то, что в Польше Ромни удержался от соблазна повторить свое заявление о том, что Россия – главный внешнеполитический враг США. Прозвучало примерно следующее: было движение восточноевропейских стран в сторону демократии, Польша этот путь проходит, а Россия свернула с него... Словом, я бы не ориентировался на полуистерические выкрики и ангажированные партийные мнения тех комментаторов, которые явно поддерживают президента Обаму. Но самое главное то, что до ноября все это забудется рядовыми избирателями. Не внешняя политика решит исход выборов.

– А что? Экономика?

– Конечно, своя экономика заботит американцев больше всего. Она буксует, как известно. Безработица, по американским масштабам, очень высокая. Посмотрите на свежие опросы общественного мнения: внешняя политика стоит на 12-м месте в ряду приоритетов избирателей. Такое невнимание к этому вопросу – роскошь, которую, вероятно, только Америка может себе позволить.

– Следует ли ждать радикальных изменений в американской политике в отношении России в случае избрания Ромни?

– Как советник президентской кампании Ромни я воздержусь от прямолинейного категорического ответа. Я могу сказать только то, что кандидат находится в процессе интенсивного познания внешнеполитической тематики. Видите ли, Европа, если можно так выразиться, это – коммунальная квартира, а Америка – особняк. В Европе нельзя быть политиком, не зная соседей и не имея близких отношений с ними. В Америке можно. И я так сразу не припомню ни одного президента США, который бы приходил в «Овальный кабинет» будучи подкован во внешнеполитической сфере. Здесь политики не растут через парламентарные ступеньки, как в европейских демократиях. Они восходят на домашних дрожжах рецептов лечения внутренних проблем.

– В чем заключаются расхождения между Ромни и Обамой по политике в отношении России?

– На мой взгляд, для Обамы самое главное в отношениях с Россией (и это связано с его внутренними убеждениями) – контроль над вооружениями. Точнее, радикальное снижение американских ядерных запасов, согласно его собственному выражению, «если получится, то до нуля». Теоретически американский президент может это сделать в одностороннем порядке. Практически так сделать невозможно. Нужна Россия как равнозначная ядерная держава, ее движение в ту же сторону. Я думаю, что ради достижения этой цели нынешней администрацией в жертву приносились другие аспекты американского взаимодействии с Москвой. Я имею в виду, прежде всего, традиционное американское внимание к вопросам демократии, прав человека и так далее. Может быть, Обаме не интересна эта тематика. А может быть, он еще и рассуждает так: а зачем Кремль раздражать, если мы от него хотим сокращения ядерных арсеналов и помощи в снабжении наших войск в Афганистане? Может быть, играют роль оба эти соображения. У Ромни акценты иные. Я почти уверен, что, по крайней мере, вначале он не будет вести никаких разговоров о разоружении. Ему важно совпадение политических ценностей – и это касается не только России, кстати. Если совпадений нет, то важно понять, почему и что по этому поводу Америка должна делать.

– В России распространено мнение, что у Кремля отношения с республиканскими администрациями складываются почему-то лучше, чем с президентами-демократами. Но из ваших слов получается, что сработаться Ромни и Владимиру Путину будет трудно.

– Нравится ли это кому-то или нет, но Путин – президент России, а Россия – еще одна, кроме США, ядерная сверхдержава. И, конечно, отношения будут. Но посмотрите книжку Ромни «Без извинений». Там достаточно много говорится о России. И его внимание – не на боеголовках, которые есть у России, а на том, как режим обращается со своими гражданами.

"