Posted 31 октября 2018,, 17:07

Published 31 октября 2018,, 17:07

Modified 7 марта, 16:22

Updated 7 марта, 16:22

Без вины виноватые. Кого делают крайним в повышении цен на топливо

Без вины виноватые. Кого делают крайним в повышении цен на топливо

31 октября 2018, 17:07
Пока правительство и представители компаний решают, как сгладить последствия принятого летом налогового маневра, Федеральная антимонопольная служба недвусмысленно намекает вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), что теперь именно они должны отвечать за все действия финансового сектора кабинета министров.
Сюжет
Бензин

Напомним, что финансисты из Белого дома ратовали за обнуление экспортных пошлин и рост внутренних акцизов на бензин. Последствия этого не заставили себя ждать.

На днях ФАС возбудила первое дело из-за дискриминационной политики в отношении независимых АЗС на Камчатке. При этом регулятор забыл учесть, что в этом регионе закупочные цены на топливо для заправочных станций ВИНков и других АЗС - одинаковые. Только первые, выполняя поручение Правительства РФ, работают себе в убыток.

30 октября замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин сообщил, что УФАС Камчатского края возбудило дело против Независимой нефтегазовой компании (ННК) "из-за дискриминационной политики в отношении независимых АЗС":

«Не так давно, в конце сентября, выносилось предупреждение нашим территориальным управлением на Камчатке в отношении Независимой нефтегазовой компании, и в прошлую пятницу дело было возбуждено - по поводу недобросовестной конкуренции между ННК и независимыми АЗС на территории Камчатского края. То, каким образом ведет бизнес ННК на территории этого региона, может приводить к недобросовестной конкуренции», - отметил Голомолзин.

Он пояснял, что ФАС в октябре зафиксировала рост цен на топливо, особенно на дизель. В большей степени это касается регионов Дальнего Востока.

Стоит отметить, что обеспечением Камчатки ГСМ занимается Группа компаний ННК, которая вообще не является экспортером и 100% производимых моторного топлива реализует на внутреннем рынке. Отсутствие в регионе других вертикально-интегрированных компаний объясняется, прежде всего, сложной логистикой и незаинтересованностью развивать нефтеперерабатывающие мощности на Дальнем Востоке. Напомним, что именно ННК является инвестором, вкладывающими достаточно большой объем средств в развитие производственных мощностей в регионе.

Что же касается цен на заправках компании, то, согласно статистическим данным, с января по 31 октября текущего года рост розничных цен на АЗС ННК в Камчатском крае составил всего ... 1 рубль за литр, при этом зафиксированный средний рост розничных цен в других регионах России скакнул на 4 рубля за литр и выше. В ННК это объяснили тем, что компания сдерживает цены за счет собственных и заемных финансовых ресурсов в сети АЗС.

Конечно, независимые автозаправочные станции не могут себе этого позволить, но ВИНКи выполняют предписание правительства и совсем не в их интересах банкротить других участников рынка, так как в регионе просто нет конкуренции. В ННК отметили, что они внимательно следят за положением независимых АЗС – «мы работаем на одном рынке, вместе проходим через трудности периода завершения налогового маневра».

Однако в правительстве никто не собирается возлагать на себя ответственность за возможные последствия налогового маневрирования, более того, по сути никому не интересно действительно ли ВИНКи нарушают антимонопольное законодательство, поскольку регулятору главное найти стрелочника, которые теперь будет отвечать за все «перекосы» рынка. В частности, в своем комментарии обвинений ФАС Группа компаний ННК отметила:

«Закупочные цены на топливо для АЗС сети ННК и других АСЗ, расположенных на п. Камчатка, одинаковые: мы не делаем никаких преференций для собственных заправочных станций. С владельцами АЗС заключаются формульные договоры, которые выступают гарантом установления справедливого, прозрачного ценообразования. Цены зависят от стоимости топлива на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже. Т.е. они формируются рынком, а не ВИНК: мы не можем инициировать поднятие цен, в чем нас пытаются обвинять».

При этом на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже с августа по текущий момент произошел рост цен АИ-92 на 13%, стоимость зимнего дизельного топлива с начала октября выросла уже на 10 %. Поэтому обвинение ВИНКов в повышении цен может объясняться либо незнанием специфики системы ценообразования, либо желанием чиновников переложить ответственность на плечи крупных игроков, на которых и так лежит большая социальная нагрузка в регионах присутствия. Заодно и поссорив их с независимыми АЗС, на долю которых приходится порядка 60% рынка.

Вместе с тем, реализация налогового маневра в отрасли уже привела к тому, что Группа компаний ННК кроме выполняемой программы по обеспечению удаленных и малонаселенных районов Дальнего Востока топливом, вынуждена брать под свое крыло АЗС, от которых отказываются независимые компании. Закрытие этих станций ставит под угрозу обеспечение топливом целых районов, а ННК, неся социальную ответственность, обязана гарантировать населению доступность к топливу.

Согласно экспертному мнению, если правительство в ближайшее время не выработает стратегических мер по спасению российской нефтепереработки, ситуация на топливном рынке будет только ухудшаться – цены на бензин неизбежно вырастут, если же их будут искусственно сдерживать ухудшится качество поставляемых на внутренний рынок бензина и дизельного топлива. Кроме того появятся серые, неподакцизные схемы поставок ГСМ на рынок.

Вот как прокомментировал ситуацию Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:

«Жесткая позиция правительства, которую мы услышали два дня назад, связана с тем, что кабинет министров не хочет шокового повышения цен с начала 2019 года. В это время может одновременно пойти волна подорожания топлива в связи с планируемым повышением НДС, завершением налогового маневра и увеличением акцизов. В связи с последним нефтяные компании требуют разрешить им увеличить стоимость бензина на 5-6 рублей за литр. Все эти факторы приведут к резкому росту цен, которого в кабинете министров никак не могут допустить, поскольку они грозят ускорением инфляции и могут спровоцировать рост общественного недовольства.

При этом только влияние завершения большого налогового маневра, в котором происходит поэтапная отмена таможенных пошлин, приведет к уменьшению маржи российской нефтепереработки при текущих ценовых параметрах к нулевым или близким к отрицательным значениям. При повышении акцизов, о котором тоже весьма четко заявили в правительстве, маржа нефтепереработки уйдет в отрицательную зону. Собственно с этим и связаны опасения нефтяников.

По моему мнению, правительство сейчас пойдет на очередной шаг ручного управления отраслью. Будет достигнуто некое компромиссное решение с отраслевиками, с тем, что бы с 1 января 2019 года цены на нефтепродукты не росли и были бы заморожены на уровне цен 4 квартала 2018 года. Но это не означает, что в следующем году стоимость ГСМ увеличиваться не будет.

Между тем в эти минуты в Доме правительства проходит совещание вице-премьера Козака с нефтяными компаниями. Предлагается, чтовВсе нефтяные компании будут вместе нести ответственность за нарушение сделки с правительством, заключенной из-за роста цен на топливо. Если хоть один участник рынка нарушит сделку, последствия наступят для всех.

«У нас должно быть четкое и понятное обязательство, все должны понимать: будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения — мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении», — заявил вице-премьер.Для закрепления договоренности нефтяников с правительством Козак потребовал от участников совещания подписать соответствующее соглашение. Крайний срок для подписания соглашения — 1 ноября. «Желательно, чтобы мы сегодня завершили это совещание. Индивидуально мы спросим, кто готов подписать и кто, если есть лица уполномоченные здесь на совещании, должен подписать сегодня, кто готов подписать завтра. Завтра все должно быть зафиксировано на бумаге», — сказал вице-премьер.В числе крайних мер, имеющихся в распоряжении правительства, Козак напомнил о возможности введения заградительных пошлин на экспорт.

Но что делать тем, кто вообще не является экспортером и работает только на внутреннем рынке? Вопрос остается без ответа.

"