Posted 26 декабря 2018,, 13:00

Published 26 декабря 2018,, 13:00

Modified 7 марта, 16:10

Updated 7 марта, 16:10

Президент ТПП РФ Сергей Катырин подвел итоги 2018 года

Президент ТПП РФ Сергей Катырин подвел итоги 2018 года

26 декабря 2018, 13:00
В эксклюзивном интервью "Новым известиям" президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин рассказал об экономических перспективах страны на 2019 год, будущем "семейного бизнеса" в России, неизбежном росте цен из-за увеличения НДС и особенностях расчета налоговой нагрузки чиновниками Минфина.

- Вот и очередной новый год подкатил. Вы как глава крупнейшего в стране бизнес-объединения с оптимизмом смотрите на наши экономические перспективы в 2019 году? Да или нет?

- Я смотрю на 2019 год со сдержанным оптимизмом. Есть основания рассчитывать, что наша экономика продвинется вперед. Мы адаптировались к санкциям, есть определенный задел, у государства появились солидные средства. Конечно, работаем мы в непростых условиях противостояния, поэтому темпы роста будут скромными, не такими, как могли бы быть в более благоприятных условиях. На плюс мы, полагаю, выйдем, если ничего экстраординарного в мире не случится. Но, к сожалению, мировую экономику, а Россия очень серьезно на нее завязана, заметно потряхивает, эксперты пугают очередным мировым кризисом, так что все может быть. Опять-таки, не исключаю, что санкционная война может набрать новые обороты. Так что – именно: сдержанный оптимизм…

- Чем новым займется Палата в будущем году?

- Среди новых направлений, а их немало, я бы выделил семейный бизнес, над развитием которого мы будем серьезно работать в следующем году. ТПП РФ в октябре провела первый в стране Форум семейных предпринимателей. Что выяснилось?

Семейный бизнес сегодня практически не имеет соответствующих нормативно-правовых основ, непросто организовать для него поддержку, а она очень нужна, нужны преференции, субсидии. Многие не хотят заниматься регулированием трудовых отношений в семейном бизнесе уже потому, что это горы бумаг, без малого тридцать отчетов на каждого человека.

Словом, вопросов пока больше, чем ответов.

Палата считает, что нужно вводить так называемый семейный патент, и наши эксперты работают над этим. Цель – упростить работу предпринимателей, которые организовали бизнес с родственниками, освободить семейный бизнес сразу от многих вещей в плане отчетности и налогов. Если нам удастся реализовать идею, то, я думаю, это будет серьезная помощь семейному бизнесу и, в конечном счете, нашей экономике, государству.

- Государство вас всегда слышит? Можно ли работать так, чтобы не было противоречий между властью и бизнесом?

- Я бы сказал так: российский бизнес через свои организации все активнее работает с властью. Она прислушивается к нам, хотя не всегда хочет слышать.

Но мы упорные: возвращаемся к теме, стучимся и все чаще добиваемся нужного ответа.

Например, мы оцениваем регулирующее воздействие на бизнес законопроектов, сокращенно ОРВ. ОРВ позволяет проанализировать, как проект нормативного акта воздействует на бизнес, не ухудшит ли он условия функционирования компаний, не создаст ли дополнительные трудности и барьеры. В этом году проанализировано порядка 1800 проектов. Доля учтенных наших замечаний превысила 80 процентов. Это неплохо.

Что же касается вашего вопроса о противоречиях, то их отсутствие невозможно по определению. Государства во всем мире всегда стремятся получить от бизнеса побольше, а бизнес ищет, как бы легально или не совсем легально дать поменьше. Выход один: делать взаимные уступки, находить решения, которые устраивают всех. Должен быть разумный компромисс. Именно он лежит в основе любого благополучного общества, так что никакого открытия Америки здесь нет.

- Вы по законопроектам активно работаете и на «госдумовском» уровне…

- В период осенней сессии 2018 года Государственной Думой было принято 256 федеральных законов. ТПП России сопровождала более 130 законопроектов, инициировала внесение 11 пакетов поправок, разработала 6 «собственных» законопроектов.

- У нас любят в качестве доказательства нашего продвижения вперед ссылаться на рейтинг Всемирного банка, оценивающий условия для ведения бизнеса. В 2011 году мы занимали лишь 120-ю позицию, а в последнем рейтинге заняли уже 31-е место. То есть ситуация понемногу улучшается. Но тот же рейтинг утверждает: налоговая нагрузка на бизнес в России - 47,3 процента от прибыли. А наш Минфин говорит, что немногим больше 30 процентов. Чему верить?

- Я не знаю, откуда в рейтинге такие сведения. Но уровень нагрузки на бизнес у нас выше, чем утверждает Минфин. Министерство учитывает только налоги и сборы, прописанные в Налоговом кодексе, а есть еще и десятки неналоговых платежей, обходятся бизнесу эти разные экологические, портовые, дорожные и другие выплаты уже намного больше, чем в триллион рублей в год. Они обязательны к уплате, вводились зачастую подзаконными актами и бесконтрольно устанавливались. За эту самодеятельность приходится платить – сначала бизнесу, а потом, как следствие, и покупателям.

Несколько лет назад Палата предложила навести в них порядок, а некоторые вообще отменить.

Нас поддержал глава государства, в работу включились министерства и ведомства. Но слишком много мнений и ведомственных интересов появилось. Так, сегодня ясно, что часть платежей войдет в Налоговый кодекс, и это не радует предпринимательское сообщество – они администрируются иначе, чем неналоговые платежи, и потребуют дополнительных затрат бизнеса.

К сожалению, в нынешнем году мы с неналоговыми платежами так и не разобрались. Надеемся на 2019-й…

- А что вы скажете о росте НДС на два процента с нового года?

- Это, к сожалению, фактор роста цен, причем под ударом могут оказаться и социально значимые товары. Собственно, объективно затраты на эти социально значимые товары не могут не подскочить, поскольку НДС возрастет на услуги, на машины, на оборудование. Значит, надо дополнительно дотировать социально значимые товары, а это не всегда удобно…

Есть незыблемое правило: если налоговая и неналоговая нагрузка будут увеличиваться, то и цены на товары и услуги будут расти. Практически именно так запускается инфляционный процесс. Поэтому вопрос о прозрачности и стабильности условий ведения предпринимательской деятельности сегодня стоит действительно очень остро.

- Недавно Владимир Путин отметил, что растет фискальная и квазифискальная нагрузка (то есть это опять-таки различные оплаты, штрафы, акцизы и т. д.) на население, и надо бы разобраться, что происходит не на бумажках, а в реальной жизни…

- Да, это надо бы сделать.

Вот смотрите. Граждане России платят подоходный налог (налог на доходы физических лиц), налог на имущество, землю и транспорт. (По данным Федеральной налоговой службы, если в 2013 году граждане заплатили 22 млрд руб. налога на имущество, то в 2017-м уже 144,7 миллиарда). Акцизы, НДС и прочие сборы, а их становится все больше, ползут вверх. В цену всего, что мы приобретаем, включены не только затраты и заработок производителя, но и все остальное, и, по оценкам, для работающего человека, имеющего квартиру, машину, загородный дом, это «все остальное» обходится в сумму от сорока до пятидесяти и более процентов заработка.

Но проблема шире. Рост нагрузки на население вызывает естественное снижение его покупательной способности, что очень не радует бизнес: нет спроса – сокращается производство, увольняются сотрудники, растет безработица, тормозится экономика. Эта зависимость давно известна.

К тому же каждый предприниматель платит свои налоги и как бизнесмен, и как любой житель страны, приобретая товары и услуги. Все то, что оплачивают граждане, оплачивает и предприниматель. Жизнь становится дороже – и бизнесмен дополнительно вынужден перекладывать свои расходы на стоимость товара, чтобы сохранить свой доход. Малые предприниматели, а тем более «индивидуалы», они ведь производят прежде всего товары массового, повседневного спроса. И эти товары неизбежно дорожают, а одна из «исходных точек» этого – именно рост налоговой нагрузки на граждан.

Это как правило сообщающихся сосудов: любое действие в одном из них вызывает эффект и в другом.

Поэтому надо бы разобраться, что происходит, ориентируясь не на отчеты, а на жизнь. Иными словами, пора оценить вес наших налогов – и населения, и бизнеса.

Что же касается бизнеса, то замечу, что прошло двадцать лет после принятия части первой Налогового кодекса РФ, но единая и стабильная налоговая система все еще не установлена. Налоговое законодательство излишне подвижно, ежегодно принимается порядка 30 законов, вносящих сотни поправок в Налоговый кодекс.

- Правительство планирует активно развивать цифровые технологии. Соответствующая программа рассчитана до 2024 года. Как вы оцениваете роль цифровых технологий в экономике? Насколько мы готовы к их широкому применению?

- Сегодня, чтобы занять передовые хозяйственные позиции, надо всю экономику делать цифровой, изменять скорость обмена информацией и принятия решений, внедрять механизмы прогностической модели управления. Но цифровая экономика – это еще и преобразование всех сфер жизни, всего, чего угодно: здравоохранения, образования, процесса покупок и перемещения товаров, грузов, людей, наконец, отношений между ними, в том числе на базе социальных сетей.

Но вот применять «цифру» в бизнесе не все еще готовы. Сегодня очень многие предприниматели, да и эксперты «околовсяческих наук» не понимают разницу между «цифровой трансформацией» и «индустрией 4.0 (четвертая промышленная революция)». Абсурд, но для кого-то «цифровая трансформация» - наличие сайта компании и мобильного приложения. Между тем, что цифровизация – серьезный инструмент для оптимизации бизнес-процессов с чёткими задачами, причем эти задачи имеют отраслевые различия.

Цифровая экономика нуждается в квалифицированных кадрах. В России сегодня примерно 500 тысяч программистов. Но должный технологический задел можно обеспечить, если в сфере информационных технологий будет задействован минимум миллион специалистов.

- То есть, в 2019-м будем учиться?

- ТПП РФ сейчас разрабатывает специальный образовательный курс для предпринимателей. Так что будем работать и учиться, и не только в 2019-м.

- Спасибо за беседу. И с Новым годом!

- С Новым годом!

"