Posted 20 ноября 2019,, 16:51

Published 20 ноября 2019,, 16:51

Modified 7 марта, 15:22

Updated 7 марта, 15:22

В России с 2020 года будут ужесточены нормы антиотмывочного закона

В России с 2020 года будут ужесточены нормы антиотмывочного закона

20 ноября 2019, 16:51
Фото: zen.yandex.ru
По итогам проверки Межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) российским банкам придется расширить понимание термина “политически значимые лица” и включить в него родственников чиновников, деловых партнеров и даже друзей.
Сюжет
Банки

Центробанк и Росфинмониторинг намерены разработать для банков новые требования по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) оценила эффективность работы российской антиотмывочной системы и обвинила ее в излишнем либерализме.

Начиная со следующего года от банков потребуют более активно выявлять т.н. “РЕР” (рolitically exposed person) — “политически значимых лиц” с целью снижения коррупционных рисков. Кроме того, ЦБ обяжут проводить выездные проверки кредитных организаций. Это связано с требованиями международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного.

В начале года Россия попала под плановую проверку FATF, и, согласно подведенным итогам, был выявлен ряд проблем. По их оценкам, Россия заняла пятое место в мире по эффективности антиотмывочной системы. В организации указали на необходимость лучшего выявления в числе своих клиентов “политически значимых лиц” и более строгого выявления бенефициаров своих клиентов.

По словам Ливадного, Росфинмониторинг не стремится серьезно ужесточать уже сложившийся механизм надзора, устраивающий и ЦБ, и банки. Однако, выполняя требования FATF, создаст соответствующую “дорожную карту”, где будут определены конкретные мероприятия и сроки.

Что касается выявления “политически значимых лиц”, важно отметить, что в России и за рубежом в это понятие вкладывается разный смысл. У нас в стране это “публичное должностное лицо”, а зарубежный опыт привел к расширенной трактовке термина: это и сам чиновник, и члены его семьи, а также люди, связанные с ним общей профессиональной деятельностью или даже дружескими отношениями. В FATF указали на это несоответствие. Получается, что в России по этой причине зачастую конечные бенефициары бизнеса так и остаются неизвестными, поскольку ни, например, юристы или консультанты, или партнеры крупных чиновников не попадают под дополнительный антиотмывочный контроль, что расширяет возможный коррупционный потенциал их деятельности.

Со своей стороны, участники рынка сетуют, что на данный момент у них нет необходимых инструментов для выполнения новых требований. В частности, “Ъ” приводит мнение директора департамента финансового мониторинга Росбанка Александра Попова, который указывает на необходимость создания на уровне государственного органа баз данных, доступ к которым осуществлялся бы на безвозмездной основе. В данный момент только у крупных банков имеется возможность использовать коммерческие базы.

Как отметил первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский, необходимо оценить, насколько “возможное ужесточение требований к оценке и увеличение глубины анализа контрагентов и аффилированных сторон будет соответствовать здравому смыслу и не будет тормозить бизнес-процессы банков”. По его словам, для повышения транспарентности в большей степени послужило бы увеличение перечня доступных технологичных инструментов анализа.

С коллегами соглашается партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов, которого также цитирует “Ъ”, как он выразился, выступать в качестве каких-то следственных органов и самим выявлять неочевидные вещи, связанные с бенефициарами и потенциально коррупционными схемами, это не дело банков.

Таким образом, без серьезных изменений в работе “антиотмывочной” системы банки просто не смогут обеспечить выполнение требований мегарегулятора или будут вынуждены действовать за свой счет. Конкретные предложения Росфинмониторинг предполагает выдвинуть уже в декабре. Хочется выразить надежду, что решение организации будет способствовать синхронизации работы российской антиотмывочной системы с логичными международными стандартами. Это способно серьезно повлиять на общую ситуацию с высоким уровнем коррупции в России.

Международный регулятор FATF был создан в 1989 году. Как отмечают “Ведомости”, в России в девяностые годы не стремились вникать в смысл деятельности всяких международных организаций, единственным инструментом воздействия которых являлось включение в какие-то “черные списки”. Однако летом 2000 года Россия, попав такой список, испытала на собственном опыте всю серьезность негативного воздействия и на экономику, и на торговые операции от такого рода самоизоляции. Было принято решение в экстренном порядке выполнить требования FATF, для чего был принят 115-й «антиотмывочный» закон. FATF это устроило, и с 2003 года Россия является членом этой организации.

"