Posted 19 июня 2019,, 10:29

Published 19 июня 2019,, 10:29

Modified 7 марта, 16:00

Updated 7 марта, 16:00

Конкуренты - на обочине: почему новые поезда вызывают коррупционные подозрения

Конкуренты - на обочине: почему новые поезда вызывают коррупционные подозрения

19 июня 2019, 10:29
Что такое коррупция? Это то, когда сладкие госзаказы получает одна единственная компания или ее дочки. Коррупция – это еще и то, когда продукция этой самой единственной компании, по мнению экспертов, не очень соответствует уровням безопасности, а заказчик об этом уведомлен, но продолжает перекачивать миллиарды.
Сюжет
Метро

Олег Лурье, журналист

Примеры? Пожалуйста.

Так, член общественной палаты Артем Кирьянов после серии аварий в метро и разгорающихся скандалов с окнами в электричках начал бить в колокола о монопольных закупках поездов в Москве и области для перевозки нас в метрополитене и на новых линиях МЦД. В начале июня глава РЖД Олег Белозеров направил столичному мэру Сергею Собянину письмо с результатами анализа характеристик поездов «Ласточка» и «Иволга», первые используются на линиях Московского центрального кольца (МЦК), вторые — на пригородных направлениях Московской железной дороги (МЖД). В письме главе столицы говорится:

«В I квартале 2019 г. количество отказов электропоездов ЭГ2Т «Иволга» возросло в 3,75 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (20,7 случая на 1 млн вагоно-км), в то время как количество отказов электропоездов ЭС2Г «Ласточка» за указанный период уменьшилось в 1,5 раза (1,3 случая на 1 млн.вагоно-км)».

Обеспокоенность РЖД понятна, ведь в планах этого года сократить интервал движения поездов по МЦК до 4 минут и открыть первые 2 линии Московских центральных диаметров (пригородные электрички пустят через центр города). Без качественных поездов эти проекты обречены на провал, а Москва — на транспортный коллапс.

Возьмем другой пример — метро, аварии здесь случаются довольно редко, но этот год, похоже, совсем неудачный: руководство Метрополитена публично извинялось уже дважды. Сначала на кольцевой линии тысячи пассажиров оказались заблокированы в тоннелях, затем ЧП случилось между станциями «Алтуфьево» и «Бибирево». В каждой истории фигурировали поезда «Ока». Почитал отзывы сотрудников. Машинисты «Оку» не любят, в профсоюзе Метрополитена также уверены, что этот поезд слишком тяжелый, мощный и энергоемкий для инженерных и электрических сетей метро, поэтому кабельные линии и полотно путей часто не выдерживает, происходят поломки и задымления.

Тема зацепила, стал смотреть производителей и вот что нашел: оказывается, все типы поездов, которые за последнее время стали фигурантами новостей о транспортных коллапсах, поломках и инициировали внутренние проверки РЖД, производит одна компания — «Трансмашхолдинг» (ТМХ), которая вместе с дочерними структурами («Тверской вагоностроительный завод» и «Метровагонмаш») является крупнейшим и, по факту, единственным поставщиком. ТМХ производит поезда «Ока» и «Москва» (используются в метро), а также «Иволгу» и вагоны различного типа для ж/д-составов.

В последние несколько лет ТМХ рапортует о тендерных победах с пионерским энтузиазмом. И какие это победы! Так, недавно был подписан 7-летний контракт на производство 3730 пассажирских вагонов. Помимо этого, есть заказ на «Иволги» для МЦД от АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) на сумму 10,9 млрд рублей. И вишенка на торте — договор с «Федеральной пассажирской компанией» («дочкой» РЖД) до 2025 года на поставку 3,7 тыс. вагонов разных типов, стоимость — 237 млрд рублей. Сайт госзакупок показывает, что ТМХ выступает единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). А что, других нет?

Вообще-то есть. Желание и возможности производить поезда для метрополитена высказывали компании Bombardier, Skoda и Siemens. По лицензии последней, кстати, завод «Уральские локомотивы» производит поезда ЭС1П, ЭС2Г и ЭС2ГП — те самые «Ласточки», которые хорошо показали себя в работе, как сказано в упомянутом выше письме г-на Белозёрова мэру Собянину.

Однако по факту реальные конкуренты были убраны из игры тендерными правилами, сшитыми как будто по лекалам «Трансмашхолдинга». Потенциальным участникам необходимо было локализовать производство, открыть КБ, наладить сервисную часть, уронить себестоимость и компенсировать валютные риски. И все это в минимальные сроки. Попробуй тут поконкурируй! Хотя для потенциальных энтузиастов был предусмотрен еще один барьер: требуемая ширина дверей для поездов МЦД сначала составляла 1250 мм, а в обновленных условиях тендера увеличилась до 1400 мм. Чтоб уж наверняка.

Вот ТМХ и стал монополистом, у которого по факту нет ни одного стимула, чтобы обеспечивать качество поездов и сервиса. А пассажиры между тем оказываются запертыми в тоннелях.

Да, по итогам разбора ЧП на «серой» ветке «Метровагонмаш» оштрафован за 1,5 млн рублей. Метрополитен заявляет, что не намерен более закупать поезда «Ока». Но эти санкции — капля в море. ОАО «Тверской вагоностроительный завод» по итогам 2018 года отчиталось о шестикратном приросте чистой прибыли (3,7 млрд рублей), выручка увеличилась на 70% (до 47,2 млрд рублей). Неплохо, да? Несмотря на штраф и недовольство заказчика, «Метровагонмаш» продолжает оставаться единственным поставщиком Метрополитена.

Я посмотрел истории акционеров, полистал СМИ и тут стали выясняться любопытные подробности. Оказывается, до 2011 года совладельцем завода ТМХ был нынешний заместитель мэра и руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов — российский бизнесмен с эстонскими корнями, фигурант списка Forbes с капиталом 500 млн долларов, который непосредственно перед началом карьеры в правительстве Москвы вышел из бизнеса и развелся с женой. Теперь ТМХ завален миллиардными контрактами на монопольных условиях, а экс-жена Ликсутова входит в топ богатейших людей Эстонии.

Но это ещё не все. ЦППК, заказавшая «Иволги» для МЦД, аффилированна к неким Бокареву и Махмудову, как и ТМХ. Какое совпадение! А деньги на покупку подвижного состава (10,9 млрд рублей, напоминаю) компания получила от Москвы и МО. То есть, по сути, они заказали поезда сами у себя на госденьги.

Все бы ничего, вот только поезда получаются не очень качественные. И, учитывая детали истории, таковыми никогда не будут. В итоге мы имеем, по моему мнению, самую, что ни на есть откровенную коррупцию. А здоровье и безопасность москвичей? Так это же дело сто пятое. Особенно, когда речь идёт о таких сладких миллиардах.

Оригинал материала - в Живом Журнале.

"