Posted 16 июня 2004,, 20:00

Published 16 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Нам бы их заботы

Нам бы их заботы

16 июня 2004, 20:00
Согласно докладу World Wealth Report, подготовленному консалтинговыми компаниями Capgemini Group и Merrill Lynch & Co., состояния значительно увеличиваются тогда, когда деньги вкладываются в так называемые рискованные активы, в частности, в акции. В России модель инвестиционного поведения совершенно другая.

Количество людей, владеющих более 1 млн. долларов, по данным доклада, выросло в прошлом году в США на 14%, а в мире – на 7%. Тех, чьи финансовые активы превышают 30 млн. «зеленых», причисляют к сверхбогатым. Таковых по всему миру насчитывается более 70 тыс. человек. В 2002 году на долю акций в портфелях небедных людей планеты приходилось 20%, а в прошлом – уже 35%. За это же время доля денежных средств снизилась с 20 до 10%.

Богачи знали, зачем они меняют структуру активов. Возврат средств от вложений в валюту и облигации оказался в прошлом году лишь на 1% выше позапрошлогоднего показателя. Между тем за тот же период индексы S&P 500 и Dow Jones выросли на 20%, а Nasdaq – и вовсе на 45%. Потому без малого половина самых солидных инвесторов увеличили долю рискованных активов. Совокупное состояние тех, кто занимается индивидуальными инвестициями в США, за год выросло с 7,4 до 8,5 трлн. долларов.

Европейцы вели себя более консервативно, чем американцы. Большую часть своих инвестиций они вложили в местные активы. А вот жители государств Латинской Америки, отчасти из-за политической и экономической нестабильности у себя на родине, разместили большую часть своих средств в оффшорах в странах Карибского бассейна и Уругвае. Наиболее глобально ориентированными уже не первый год остаются инвесторы из Гонконга и Сингапура, которые вкладываются по всему миру: от Казахстана до США.

Можно сказать, конечно, что у богатых свои привычки, однако и менее состоятельные люди за рубежом, стремясь умножить свои деньги, обращаются к акциям. Так, в Южной Корее доля инвесторов в ценные бумаги в общей численности населения составляет 8,3%, в Японии – 26,6%, в Австралии – 36,5%. В США только акциями владеют 48,2% американских семей. У нас же, по данным Федеральной комиссии по ценным бумагам, активными участниками фондового рынка могут считаться лишь 10–15 тыс. граждан. Это менее 0,1% населения России.

По экспертным оценкам, в 2003 году 644,7 млрд. отложенных рублей (37%) россияне разместили на банковских депозитах, 629,6 млрд. (36%) потратили на покупку валюты, 245,2 млрд. (14%) вложили в ценные бумаги и 241,2 млрд. (13%) оставили лежать дома в чулочно-носочных изделиях. Коллективным инвестированием через паевые инвестиционные фонды занимались всего 28,5 тыс. россиян. Справедливости ради стоит отметить, что за год до этого таким способом приращивали свои накопления лишь 12 тыс. человек. Между тем средняя доходность ПИФов составила за прошлый год около 44%, а были и такие, что выплачивали своим пайщикам 80% годовых и даже чуть побольше.

Инвестиционное поведение большинства наших сограждан вовсе не выглядит парадоксальным, если посмотреть, как ведут себя те, кому инвестициями заниматься положено, как говорится, по должности. Так, управляющие компании (УК), распоряжающиеся пенсионными деньгами россиян, 80% средств вложили в государственные ценные бумаги и лишь 0,53% – в акции российских предприятий, а почти 13% и вовсе разместили на банковских рублевых депозитах, что легко и без всякой помощи УК в состоянии был сделать любой будущий пенсионер. Примерно так же поступил и Внешэкономбанк, «разруливающий» пенсионные деньги от имени государства.

Причина российской инвестиционной пассивности, в общем-то, лежит на поверхности. Фондовый рынок кидает из жара в холод, так что мысли потенциальных инвесторов заняты больше не парящими журавлями, а пойманными синицами. И пока индекс РТС зависит больше, чем от мировой и внутренней конъюнктуры, от новостей из зала суда, существенных изменений ждать не приходится.




Фондовый рынок падает
Жители двух столиц предпочитают хранить деньги дома

"