Posted 15 ноября 2004,, 21:00

Published 15 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Делиться надо!

Делиться надо!

15 ноября 2004, 21:00
Сегодня в Москве состоится XIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей. А накануне Национальный инвестиционный совет (НИС) совместно с Институтом комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН представили доклад «Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность». Выяснилось, в

Власть в последнее время уже не намекает, а настоятельно требует, чтобы предприниматели более активно участвовали в решении социальных проблем. Лозунг «Делиться надо!» мог бы украсить задник сцены Колонного зала Дома союзов, где соберутся сегодня члены РСПП. Впрочем, по признанию многих бизнесменов, они и рады бы делиться, да не знают, как это делать так, чтобы и общество заметило, и власть осталась довольна. Как бы то ни было, съезд промышленников и предпринимателей должен принять во вторник Социальную хартию российского бизнеса.

Отношение к бизнесу в России всегда было, мягко говоря, неоднозначным, к крупным предпринимателям в особенности. Оно, как правило, располагалось в спектре от угрюмой ненависти до льстивой зависти. Судя по докладу НИС и ИКСИ, в последнее время в нем появились новые краски. По крайней мере 40,7 % россиян полагают сегодня, что за прошедшие 10–15 лет «российский бизнес стал более цивилизованным и ответственным». При этом не вполне ясно, на чем основывается этот несомненно позитивный сдвиг в оценке.

Как рассказала «Новым Известиям» заместитель генерального директора НИС Мария Маслова, население мало информировано о социальном аспекте деятельности российских компаний. Результаты исследования такой вывод полностью подтверждают: 48,3% россиян практически ничего не знают о социальной и благотворительной деятельности крупных российских предпринимателей и более 37% «что-то слышали». В свою очередь, бизнес-сообщество, по авторитетным экспертным оценкам, просто не может понять «потребности и пожелания населения».

Крупные предприниматели убеждены, что для того чтобы слыть социально ответственными, достаточно создавать рабочие места (69, 1%), выплачивать премии талантливым ученым, студентам и.т.д. – 52,7% ( исследователи допускали до трех ответов на один вопрос, поэтому сумма процентов оказалась больше ста), предоставлять социальные гарантии своим работникам (45,5%). Однако этот вполне адекватный, по западным меркам, социальный настрой российских корпораций, в корне противоречит представлениям сограждан о «добрых» бизнесменах.

Соотечественники ждут от предпринимателей, что они сначала займутся развитием материальной базы здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта (56,6%), а уж потом будут создавать рабочие места (55,8%). При этом бизнес должен еще выплачивать материальную помощь малоимущим, беженцам и инвалидам (41,6%) и решать социальные проблемы регионов: строить дороги, налаживать водо- и энергоснабжение (35,3%). Любопытно, что, по мнению граждан, олигархи не заботятся о них должным образом потому, что им больше мешают коррупция, бюрократические препоны и ограничения (61,3%), чем эгоизм и жадность самих предпринимателей (42,4%).

Более половины (54,7%) россиян в целом положительно относятся к людям, которые занимаются крупным бизнесом. 76,8% опрошенных ценят их за то, что они создают рабочие места, 46,2% – за то, что бизнесмены производят нужные стране и людям товары и услуги, 38,8% – за то, что они обеспечивают бюджет налогами.

Любопытно, что акул предпринимательства нередко ненавидят за то же, за что и любят. Так, 15,8% опрошенных полагают, что это наиболее образованные и профессиональные деловые люди России, тогда как 13,5% убеждены, что речь идет о людях, «недостаточно образованных, а зачастую и аморальных». 21% респондентов позитивно относятся к олигархам, потому что они решают материальные и социальные проблемы своих работников. В то же время более 17% возмущены тем, что крупный бизнес создает угрозу массовых сокращений рабочих мест и роста безработицы.

Еще один знаменательный поворот в нашем общественном сознании. Самый популярный ответ на вопрос, какой бизнес вправе рассчитывать на общественное одобрение и государственную защиту, – «если бизнесмен сам раскрутил свое дело «с нуля» (45,5%). Примечательно, что такие критерии, как обеспечение рабочих мест и честная уплата налогов, стоят в этой шкале ценностей на последнем месте (25%).

И, наконец, на главный вопрос современности – следует ли крупному бизнесу делиться высокими доходами, ответ практически однозначен. Без малого 72%, признавая, что, хотя такие доходы – результат усилий отдельных людей, делиться с другими людьми и обществом в целом они все равно обязаны. И лишь для четверти опрошенных «усилия отдельных людей» – достаточное основание, чтобы ни с кем не делиться.



Заведующий отделом ИКСИ РАН, заместитель руководителя исследования Владимир ПЕТУХОВ:
– В российском обществе сложился миф о крайне негативном отношении россиян к людям, занимающимся бизнесом. Исследования показывают, что это далеко не так. Наши сограждане могут быть недовольны сложившейся моделью капитализма, но в целом к деловым людям в России относятся позитивно. Другой вопрос, что россияне считают, что бизнес должен включиться в решение тех проблем, с которыми не справляется государство. Это в корне противоречит международному пониманию социальной ответственности бизнеса. Бизнес должен создавать условия для экономической активности населения, вести деятельность, связанную с улучшением ситуации с правами человека, поддерживать социальные инициативы. Наше же общество ждет от бизнеса совершенно другого.

Заведующий сектором ИКСИ РАН Александр ЧЕПУРЕНКО:
– Как видно из исследования, наш бизнес не очень адекватно представляет себе настроения, чаяния и тенденции общественного мнения. С другой стороны, бизнес определенно говорит, чего он ожидает от государства. Во-первых, чтобы в Налоговый кодекс был заложен механизм стимулирования тех корпораций, которые занимаются реализацией социальных программ. Во-вторых, государство должно сформулировать ряд социальных приоритетов, на которые бизнес должен направить свои усилия. Сейчас бизнес предпочитает не высовываться со своими социальными проектами, поскольку, любое заявление о соцпрограммах может привести к обостренным просьбам о помощи со стороны властей. Эти просьбы, в свою очередь, могут существенно подорвать финансовые возможности бизнеса.

"