Posted 15 марта 2011,, 21:00

Published 15 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

Инвестор смотрит на Восток

15 марта 2011, 21:00
Закрытие фондового рынка Японии во вторник отметилось небывалым падением индексов – на 9,5–10,5%. Поводом для паники стало сообщение о третьем взрыве на аварийной АЭС «Фукусима-1», ставшем причиной распространения радиации. По оценкам российских экспертов, наш рынок акций будет испытывать влияние японского «негатива»,

Как отмечают аналитики, в Японии некоторые индексы упали до минимальных уровней со времен финансового кризиса 2008–2009 годов. По оценке некоторых местных экспертов, подобного снижения на фондовых площадках Страны восходящего солнца еще никогда не было. Отечественный рынок, естественно, просто не мог не отреагировать на проблемы Японии: оба российских индекса начали торги со снижения, которое к середине дня только усиливалось: ММВБ снизился на 2,32%, РТС – на 2,58%. К концу дня падение стало замедляться, но к этому моменту пострадало уже большинство наших «голубых фишек». Такие колебания, как отмечают аналитики, выходят за пределы нормы, но и не критичны. По крайней мере пока.

«Ситуация в Японии, безусловно, скажется на доходах инвесторов, – сообщил «НИ» генеральный директор управляющей компании Андрей Шульга. – Ведь проблема не только в землетрясении и взрывах на аварийной АЭС. Само по себе это страшно и, безусловно, влияет на экономику страны. Но сейчас идут работы по спасению людей и ликвидации последствий, а это не может не отражаться на всем деловом климате Японии и конечно же негативно сказывается на биржевых торгах». Что касается России, то, как отметил эксперт, «мы не так сильно от Японии зависим, чтобы наш рынок тоже рухнул». «Большинство компаний, которые имеют значение для российских инвесторов, никак не пострадали», – подчеркнул он.

Прогнозы, касающиеся перспектив развития ситуации на мировых фондовых площадках, включая российские, специалисты дают с очень большой осторожностью. Общий тон – происходящее в Японии не может не сказаться на состоянии мировых финансов, но степень влияния будет различной. В России, надеются аналитики, оно будет минимальным или близким к тому. И уж, во всяком случае, обвалом рынка ситуация нам вряд ли грозит. Подобную скупость оценок Андрей Шульга, например, объясняет тем, что Япония выдает информацию крайне дозировано, и это не позволяет специалистам составить грамотный прогноз.

Между тем обвал фондового рынка Японии приносит беспокойство не только крупным инвесторам и профессиональным биржевым игрокам, но и не имеющим отношения к воротилам финансового мира россиянам. Владельцы паев в ПИФах, особенно в фондах акций (а таких у нас после показанной ими в прошлом году весьма впечатляющей доходности опять становится не так уж мало), не хуже дипломированных финансистов понимают: фондовые рынки всех стран взаимосвязаны, и резкое падение индексов на торгах в Японии негативно скажется на российском рынке. А значит, деньги рискуют оказаться под угрозой. Аналитики спешат успокоить пайщиков, напоминая о том, что фондовый рынок в принципе не отличается стабильностью, за счет чего биржевые игроки и зарабатывают деньги. «У держателей паев повода для беспокойства нет, – заверяет г-н Шульга. – Пайщики относятся к долгосрочным инвесторам, они вкладывают деньги на год, два, а то и на три, а волнения на мировом рынке скоро прекратятся. Точные расчеты представить невозможно, но я уверен, что рынок обязательно отыграет сложившийся сейчас негатив и прибыль пайщиков в этом году будет не ниже уровня прошлого года».

"