Posted 12 февраля 2014,, 20:00

Published 12 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

Полумеры для трущоб

Полумеры для трущоб

12 февраля 2014, 20:00
По данным Министерства строительства и ЖКХ РФ, в 2013 году всего 51% граждан, нуждающихся в переселении из ветхого жилья, смогли получить новую жилплощадь. По словам главы министерства Михаила Меня, по планам на 2013 год предполагалось расселить 42 тыс. человек, однако фактически удалось переселить всего 21,4 тыс. На 1

Госпрограмма по расселению аварийного и ветхого жилья рассчитана до 2017 года. Ее оператором выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ. В программу включен весь аварийный жилой фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года. К нему было отнесено более 13 млн. кв. м, из которых 11,7 млн. кв. м расселяется с участием средств Фонда ЖКХ, остальной объем – за счет региональных бюджетов. По словам Михаила Меня, на финансирование программы со стороны фонда в 2013 году должно было быть направлено 54,8 млрд. рублей, со стороны субъектов РФ – 91,8 млрд.

Стоит сказать, что в ноябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому всех граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, должны переселить в новое жилье до 1 сентября 2017 года. Назначенный срок уже не за горами, а сделать нужно много, особенно с учетом того, какими темпами ранее продвигается эта работа. К примеру, в 2012 году из 44 тыс. семей новое жилье получили только 30 тыс. семей. Для стимулирования процесса ликвидации ветхого жилищного фонда министерство выработало механизм финансового поощрения регионов, которые будут переселять граждан с опережением графика. Так, регионы, которые выполнят госпрограмму до конца 2015 года, получат в конце 2015 или начале 2016 года средства программы сразу на два года вперед. Также передовики получат бонусы исходя из тех доходов Фонда содействия реформированию ЖКХ, которые образуются ежегодно в результате размещения свободных средств фонда на депозитах. Впрочем, эффект от этих поощрений будет только в будущем. А пока тысячи российских семей вынуждены жить в нечеловеческих условиях, годами ожидая переезда.

По мнению профессора факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Елены Шоминой, основным фактором, способствующим замедлению работ в данной области, является постоянная нехватка средств и плохая организация процесса расселения. «Дома строить дорого. Один квадратный метр за 20 тыс. рублей, заложенных в нормативах, построить уже нельзя. Себестоимость работ дороже. Иначе получается жилье некачественное, от которого люди отказываются. А в муниципалитетах денег и на такое жилье нет», – рассказала она «НИ».

Есть и более радикальные взгляды на данную проблему. Как рассказал «НИ» ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев, основной причиной медленного расселения является то, что регионы берут на себя завышенные обязательства перед собственниками ветхого жилья. «Как правило, жильцам ветхого фонда власти предоставляют гораздо большие площади и выделяют больше средств на переселение, чем это положено по закону. Из-за этого средств на всех не хватает», – пояснил он.

В 32-й статье Жилищного кодекса (ЖК) говорится, что перед сносом аварийного дома муниципалитет обязан или выкупить все квартиры у собственников по рыночной стоимости, которая определяется стоимостью земли, или предоставить жильцам новую квартиру. В первом случае люди могут получить лишь небольшие деньги, особенно это касается населенных пунктов, где земля стоит мало. Во втором случае новая жилплощадь должна быть такого же метража, как и старая. На практике же получается, что первый способ переселения используется редко, а при предоставлении новых квартир выделяются большие площади, чем это предусмотрено в ЖК. «На выделенные из бюджета деньги можно было бы переселить три семьи, а квартиру получает в лучшем случае одна», – говорит г-н Гордеев.

"