Posted 9 декабря 2019,, 13:17

Published 9 декабря 2019,, 13:17

Modified 7 марта, 15:11

Updated 7 марта, 15:11

Бизнес и Минпромторг сошлись во мнении: торговля должна быть многоформатной

Бизнес и Минпромторг сошлись во мнении: торговля должна быть многоформатной

9 декабря 2019, 13:17
В Москве прошел форум «Малый и средний ритейл в России». Организаторы – Минпромторг России, Ассоциация малоформатной торговли и “ОПОРА РОССИИ” – презентовали новый проект стратегии развития торговли и продемонстрировали единство взглядов на развитие ритейла.

«Торговля и общественное питание – одни из немногих отраслей экономики, которые стали несоизмеримо лучше, чем были в советское время. Однако нам еще далеко до совершенства и настоящей многоформатности <…> настоящая пропасть». Именно так, на человеческом языке, начинается проект новой стратегии. И хотя, в документе не содержится конкретных обязательств власти, он подчеркивает единое понимание проблем со стороны власти и бизнеса.

Развитие малых форматов

Либерализация торговли, развитие многоформатности, повышение качества регулирования, защита легального ритейла от конкуренции со стороны черного рынка и единый взгляд на развитие отрасли со стороны крупных сетей и малых форматов – именно эти направления новый документ обозначает приоритетом.

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов отметил, что власти готовы слышать запросы бизнеса и идти на встречу, особенно в условиях падения доходов и покупательской способности. По его словам, особое значение имеет развитие комфортной потребительской среды, фундаментом которой и является малый торговый бизнес, нуждающийся в развитии и поддержке.

Необходимо стимулировать рост любых форм предпринимательской активности в дополнение друг к другу, а не противопоставлении. Речь о развитии несетевых магазинов, в том числе семейного бизнеса, розничных и оптовых рынков, ярмарок. К слову, в ближайшее время ярмарки будут активно развиваться, форматом заинтересовался крупный игрок рынка. Как добавили участники – именно этот канал может стать драйвером для многих локальных производителей, которые имеют большой потенциал.

Поддержал «единый фронт» и крупный ритейл. Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ, выразил полное согласие с тем, что стратегия предполагает меру поддержки всех форматов торговли, «а не избирательно». Крупный и малый ритейл признал не только отсутствие противодействия, но и взаимозависимость.

Проблемы и барьеры: от банковских комиссий до контрафактных сигарет

Президент Ассоциации малоформатной торговли (АМТ), вице-президент Ассоциации НП «ОПОРА» Владлен Максимов со своей стороны отметил, что представленная стратегия является документом «впервые в этой области написанным простым, человеческим языком, который очень легко читается». И этот документ фокусируется вокруг конкретных проблем.

Одна из них – неравные условия эквайринга. Недружественная позиция крупных банков по отношению к малому формату серьезно осложняет работу предпринимателей. «Крупный ритейл платит по эквайрингу 1%, даже меньше процента, а малый бизнес — 2%, разница в два раза. Консолидация в банковской сфере высока. Был ряд совещаний, где представители крупных банков заняли очень жесткую позицию, их все устраивает» - прокомментировал Владлен Максимов. Нелояльные условия к малому бизнесу со стороны банков в обстановке падения доходов населения являются значимым барьером для его роста, а также вообще для подключения системе новых пользователей. Определенно здесь имеется связь и с ростом черного рынка – из-за повышения издержек розница все чаще уходит в «тень», растет объем продаж продукции, реализуемой без чека, в том числе нелегальной.

Это относится в первую очередь к рынкам алкоголя и сигарет. Недавно международное исследовательское агентство Nielsen презентовало результаты изучения нелегального рынка сигарет в России и констатировало, что доля черного табака почти удвоилась за год и составляет 15,6%. Правда регионы, расположенные вдоль границ, испытывают заметно большие проблемы, и доля нелегальных сигарет может превышать среднероссийский показатель в 2 или даже 3 раза.

Такой ситуации способствуют открытые границы со странами ЕАЭС. Особенно удобно это белорусским производителям, которые без лишних вопросов реализуют крупные партии сигарет любому желающему. Их стоимость в 2-3 раза ниже, чем в России

Как прокомментировал Директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев проблема нелегального рынка влечет, во-первых, к выпадению более 100 млрд рублей доходов федерального бюджета только в 2019 году, во-вторых, под большим давлением оказывает законопослушный малый бизнес, который вытесняют с рынка недобросовестные конкуренты, в-третьих, доступ к табаку получают несовершеннолетних, т.к. цена уже более доступна, а торговцы вдобавок расположены к продаже.

Чтобы поменять ситуацию нужен целый комплекс мер. Даже введение цифровой маркировки само по себе не позволит справиться с черным рынком. По словам Управляющего по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» Константина Райнота, ритейл еще не готов к полному запрету немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года. А в то время, пока законопослушный бизнес вкладывает средства в подготовку к введению маркировки, нелегалы продолжают увеличивать масштабы и наращивать оборот.

«Сигареты для малой розницы являются настоящим товаром-локомотивом. Когда потребитель видит, что в соседней торговой точке цены на сигареты ниже, он будет покупать там и другие продукты. И ему обычно не важно, что на сигаретах акцизная марка другого государства или ее нет вообще – то есть товар не может продаваться в России. Такая недобросовестная конкуренция может просто разорять законопослушных предпринимателей» - комментирует Владлен Максимов.

Именно поэтому необходим системный подход властей к борьбе с нелегальными сигаретами в России: изменение законодательства и усиление правоприменительной практики.

В пивной отрасли помимо черного рынка остро стоит вопрос о давлении властей на т.н. «разливайки» точки, расположенные в многоквартирных домах. Регулирование ставит в одинаковые условия и законопослушные торговые точки, и объекты недобросовестных предпринимателей. В отсутствие четких критериев торговли, магазин, где реализуется слабый алкоголь, может быть привлечен к ответственности из-за торговли вблизи образовательного учреждения, и неважно, что это курсы иностранного языка или автошкола. Неизбирательный репрессивный подход негативно влияет и на торговые точки, которые не занимаются незаконной реализацией пива.

По теме регулирования безалкогольных энергетических напитков эксперты сошлись во мнении, что в предполагаемых ограничениях необходимости нет и что даже такая незначительная по объему реализации продукция в случае, если будет зарегулирована, окажет негативное воздействие на малый формат торговли.

Резюмируя, Владлен Максимов сообщил, что общую ситуацию в стране на данный момент для торговли можно назвать сложной. Зарегулированность, отсутствие роста реальных доходов населения — малому формату в ритейле работать на данный момент крайне трудно:

«Торговля вообще находится в очень тяжелой ситуации. Спрос сжимается. Реально располагаемые доходы населения, насколько можно судить по статистике, падают. [Малоформатная] Торговля от этого страдает в первую очередь — и далее по цепочке. Еще не надо забывать, что огромное количество населения находится в удушающей ипотеке. И, хотя доходы у людей вроде есть, они не ходят ни в кино, ни в кафе — годами никуда. Любой штрих — те же табачные изделия, безалкогольные энергетики, при неустойчивой ситуации из этих мелочей складывается общая депрессивная картина».

«Эта стратегия — не первая. Были еще версии. Но сейчас позицию федерального регулятора поддерживают все ключевые бизнес-организации. Это очень важно. Разница между 2014 годом и нынешним моментом — принципиальная».

"