Posted 8 февраля 2004,, 21:00

Published 8 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Правительство в ловушке

Правительство в ловушке

8 февраля 2004, 21:00
На прошлой неделе Пенсионный фонд России заверил, что он не собирается решать проблему дефицита своего бюджета за счет повышения пенсионного возраста россиян. По словам главы фонда Михаила Зурабова, «залатать дыры» в казне ПФР можно было бы за счет увеличения ставки единого социального налога (ЕСН). Однако пока непонят

Причина, по которой российские власти готовы снижать ЕСН, – это обилие в стране так называемых «серых» зарплат. Дело в том, что работодатель обязан заплатить налог со всей суммы зарплаты работника, а, следовательно, его расходы увеличиваются на ставку налога, которая на данный момент составляет весьма внушительную цифру –35,6%. Многие владельцы компаний и предприятий по вполне понятным причинам не готовы идти на такие жертвы. Они предпочитают отражать в платежных ведомостях только меньшую часть зарплаты, а остальные деньги выдавать сотрудникам в «конвертах». По экспертным оценкам, доля таких «серых» выплат колеблется в пределах 30–70% от суммы расходов по зарплатам. В число «уклонистов» попадают работодатели, которые выплачивают всю зарплату «черным налом», и те из них, кто уплачивает ЕСН только с части выданных денег. Налоговые органы не в состоянии проконтролировать добросовестность фирм при уплате социального налога. Именно поэтому заместитель главы Министерства по налогам и сборам РФ Салават Аминев неоднократно заявлял, что «ЕСН –самый трудно собираемый налог».

Так или иначе, но хотя бы часть средств поступает в бюджет в рамках сбора единого социального налога. Дальнейший путь этих средств таков: 28% из них поступают в бюджет Пенсионного фонда (ПФР), 3,6% – в фонд обязательного медицинского страхования и 4% –в соцстрах. Из средств, направляемых в ПФР, 14% (накопительная часть пенсии в размере 2% и страховая часть пенсии в размере 12%) идут непосредственно в фонд. Остальные 14% (базовая часть пенсии) направляются в бюджет и уже оттуда поступают в ПФР. Введение накопительной системы привело к тому, что у ПФР и без снижения ЕСН образовался дефицит по страховым пенсиям. И с каждым годом он будет увеличиваться, поскольку доля накопительной части повысится с нынешних 2 до 6% ЕСН.

Подобная перспектива тревожит и руководство Пенсионного фонда, и правительство. Не секрет, что пенсионная реформа, на которую возлагалось столько надежд, пока «буксует». По итогам первого этапа ее проведения, только 2% от общей суммы средств застрахованных лиц были переданы под управление частным компаниям, а об остальных «пенсионерах» предстоит позаботиться государству. Сделать это будет тем более трудно, что количество работоспособного населения в стране сокращается, а число пенсионеров, напротив, растет. Так что «дыра» в бюджете ПФР с годами будет увеличиваться, и дело не только в повышении накопительной доли с 2% до 6% ЕСН, но и в «старении» населения страны.

Неудивительно поэтому, что на прошлой неделе руководство ПФР откровенно призналось в том, что есть только два пути выхода из этой ситуации: либо повысить сроки выхода на пенсию на 8 лет по сравнению с нынешними сроками, либо увеличить ЕСН. Однако на такую непопулярную меру, как продление рабочего стажа для мужчин до 68 лет, а для женщин до 63 лет, российские власти явно не готовы. И глава ПФР Михаил Зурабов, и вице-премьер правительства Галина Карелова, и министр труда и социального обеспечения Александр Починок поклялись в том, что никто подобных «злодейских» планов не вынашивает. И что россияне – и те, кто готовится к выходу на пенсию, и те, кому до этого еще далеко, – могут спать спокойно: по закону за ними сохранится право прекратить трудовую деятельность в 60 лет для мужчин и в 55 для женщин.

Повышение ставки ЕСН, на первый взгляд, представляется не столь болезненным вариантом решения проблемы: в конце концов это ударит не по всем россиянам, а только по работодателям. А те уже давно научились «прятать» зарплаты в конверты и платить за них в бюджет не сколько надо, а сколько хочется. Однако у правительства во всяком случае до последнего момента были совершенно иные планы. О снижении ЕСН в 2005 году говорилось уже неоднократно, так что теперь «пойти на попятную» кабинету министров будет не так-то просто. С другой стороны, по оценкам экспертов, при снижении ЕСН российская казна может недосчитаться почти 300 млрд. рублей, а в бюджете ПФР образуется «дыра» размером в 240 млрд. рублей. И выходит, что правительству в случае, если оно все же уменьшит ставку ЕСН, волей-неволей придется пойти на повышение пенсионного возраста, потому что иного пути у него не будет. «России не избежать увеличения пенсионного возраста», – уверенно прогнозирует руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. При этом Николаев полагает, что «этот вопрос, как заведомо непопулярный, будет поставлен после президентских выборов». Возможно, уже в конце 2004 года, когда решения будет принимать уже новый кабинет министров.

"