Posted 6 апреля 2005,, 20:00

Published 6 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Автопровал

Автопровал

6 апреля 2005, 20:00
По данным аналитиков «АСМ-Холдинга», продажи иномарок отечественного производства в январе–марте 2005 года по сравнению с тем же периодом прошлого года значительно выросли. Отечественные же автомобили, наоборот, стали продаваться хуже.

Эксперты прогнозируют, что к 2010 году производство традиционных отечественных автомобилей может существенно сократиться. Виной тому – их неспособность конкурировать с иномарками. По данным аналитиков «АСМ-Холдинга», большинство производителей легковых машин российских марок в первые три месяца текущего года уже столкнулись со спадом продаж.

Так, традиционный наш лидер «АвтоВАЗ» реализовал в январе–марте на 9% автомобилей меньше, чем в I квартале прошлого года. Продажи других отечественных автопроизводителей сократились еще больше: «ИжАвто» – на 32,2%, УАЗ – на 37,4%. Недавняя мечта автолюбителей «Волга» «упала» сразу на 54,4%. Тем временем российские «иномарки», которые собирают на наших заводах, дали значительный рост продаж: калининградский «Автотор» – на 66,6%, «Форд Мотор Компани» (Ленинградская область) – на 17%, СП «GM-АвтоВАЗ» – на 26,6%.

По мнению экспертов, такая ситуация вполне объяснима. Если говорить об иномарках российской сборки, то они традиционно пользуются стабильным спросом. И хотя объемы их выпуска малы и за некоторыми моделями покупатели стоят в очередях, производство неуклонно растет, и следовательно, растут и продажи. Что же касается «провала» отечественных машин, то он связан, по оценкам аналитиков, прежде всего с сезонным спадом производства и с насыщенностью авторынка. Аналитики «АСМ-Холдинга» не исключают, однако, что сложившаяся ситуация может создать тенденцию к увеличению продаж иномарок за счет спада продаж отечественных машин.

Между тем отечественные производители весьма критично отнеслись к исследованиям аналитиков. «Мы негативно относимся к неуполномоченным комментаторам деятельности завода, тем более когда считаем их оценки некорректными, – заявил журналистам Олег Гамов, руководитель пресс-службы ОАО «ГАЗ». – Если сравнивать начало 2005 года с тем же периодом 2004 года, то реальный спад продаж легковых автомобилей ГАЗа составил 21%, а никак не 54,4%. На это были объективные причины. Во-первых, сезонный спад продаж, который наблюдается на ГАЗе в последние 9–10 лет. Во-вторых, это государственные праздники, которые продолжались чуть ли не половину января. Однако ситуация уже нормализовалась, и в течение 2005 года мы ожидаем только роста продаж».

«Естественно, для экономики страны предпочтительнее иметь национальных автопроизводителей. Это рабочие места, доходы бюджетов, загрузка производственных мощностей, – комментирует «НИ» ситуацию член генерального совета «Деловой России» Андрей Дубинский. – Но потребителю выгодно иметь качественную недорогую машину. В ближайшей перспективе отечественные авто еще будут занимать свою нишу, но в будущем произойдут существенные изменения, которые вызовет рост благосостояния населения».

Сами автолюбители, как выяснилось, тоже не желают скорейшего свертывания производства российских автомобилей. Зампред Всероссийского общества автолюбителей Сергей Дорофеев заявил «НИ»: «Потребителю будет лучше, если на рынке есть хоть какая-то конкуренция. Пока покупают отечественные автомобили, они должны производиться». К тому же, по его словам, если рыночная доля российского автопрома будет стремительно сокращаться, может сложиться негативная ситуация: «Машины есть, а запчастей к ним нет, потому как вряд ли производители согласятся выпускать только детали».



КОММЕНТАРИЙ

Станислав НАУМОВ, помощник министра промышленности и энергетики:

– Путь, который мы видим сегодня для российского автопрома, – стимулирование развития производства внутри страны. Это будет обеспечивать занятость, налоги, экономический рост. Все без исключения специалисты, я имею в виду и отечественных автопроизводителей, и научные организации, и представителей органов власти, понимают, что путь развития отрасли лежит через привлечение масштабных инвестиций. По нашему мнению, этого можно добиться созданием льготного таможенного режима ввоза комплектующих для промышленной сборки автомобилей внутри страны. Существующих российских производителей он не ставит в менее выгодные по сравнению с их конкурентами условия. Причем воспользоваться таким режимом смогут и отечественные предприятия – условия и для российских, и для иностранных инвесторов будут абсолютно одинаковыми.

Компромиссом, который мог бы устроить все стороны, является одновременный подъем пошлин на готовые автомобили и их снижение на автокомпоненты для промышленной сборки. По нашему мнению, «промышленная сборка» должна включать в себя организацию на предприятии сварки, окраски и сборки кузова. Особо подчеркну то, что этот процесс должен быть налажен не позднее чем через 18 месяцев после даты вступления в силу инвестиционного соглашения. При этом должно предусматриваться сокращение ввоза автомобильных компонентов, имеющих нулевую таможенную пошлину, через определенный период времени. То есть у автопроизводителя появится выбор: либо покупать компоненты в России, либо продолжать ввозить их из-за рубежа, но уже полностью оплачивать таможенные сборы.

"