Posted 4 августа 2003,, 20:00

Published 4 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Шарики и ролики

4 августа 2003, 20:00
В Самарской области банкротят уникальный подшипниковый завод

В предстоящую пятницу в Самарском областном арбитражном суде намечено рассмотрение заявления о возбуждении процедуры банкротства против ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАП). Это предприятие известно тем, что все турбины в военных и гражданских отечественных реактивных двигателях вращаются на его подшипниках. Любопытно и то, что инициатором банкротства выступает Самарская подшипниковая корпорация (СПК) «Шар», которая раньше вместе с ЗАП и рядом других производств входила в ГПЗ-4.

В качестве формального предлога СПК «Шар» выбрала 25 тыс. подшипников, которые уже пять лет пылятся на складах ЗАП. Еще в 1998 году они были приняты от СПК на хранение, а теперь оказывается, что законный владелец не может якобы получить их назад. На самом же деле «Шар» сам отказался принять подшипники в сентябре 1998 года, когда закончился договор о хранении. Причина проста: тогда против СПК началась процедура банкротства, которая продолжается уже пять лет. Генеральный директор ЗАП Виктор Ершов готов вернуть подшипники в любой момент. Но эти подшипники, оцениваемые в 4 млн. руб., отказывается принимать управляющий «Шара» Сергей Ракитин, поскольку в соответствии с ГОСТом подшипники во избежание появления ржавчины каждые полгода надо переконсервировать. Но платить за эту операцию он не хочет, как не желает и забирать подшипники. Поэтому СПК требует ЗАП вернуть долг деньгами, причем в два раза больше.

Следует сказать, что после приватизации ГПЗ-4 фактически распался. Из него было выделено не только производство специальных, то есть авиационных, подшипников, но и еще два завода – приборных подшипников и подшипников общего назначения. Практически всем этим хозяйством (за исключением ЗАП) постепенно завладел хозяин другого самарского подшипникового завода – ГПЗ-9 – Игорь Швидак. Его щедрые обещания экспортных заказов и процветания бывшие и нынешние рабочие СПК «Шар» помнят хорошо. Но процветает лишь рынок «Караван», устроенный в одном из шарикоподшипниковых цехов. Что касается самой СПК «Шар», то, как уже говорилось, она банкрот. При этом за период с 1999 года по 2003 год его кредиторская задолженность выросла еще на 175 млн. руб. Совсем иначе выглядит завод авиационных подшипников, который никак не тянет на банкрота. Он стабильно поставляет свою продукцию для самолетов, которые у нас закупают Индия, Китай, Индонезия, Малайзия. В 2002 году ЗАП получил приз за лучшую финансовую эффективность среди предприятий области. В прошлом году завод выручил за свою продукцию 665 млн. руб., а его ликвидные активы оцениваются в 680 млн. руб. Видно, что они не идут ни в какое сравнение с теми 4 млн. руб., что требует СПК в своем иске.

Нельзя исключать, что платежеспособное, динамично развивающееся предприятие постигнет та же участь, что и остальные части бывшего ГПЗ-4. Кстати, от кончины последнего выиграл лишь его конкурент ГПЗ-9, который сейчас называется Самарским подшипниковым заводом. Из всего этого напрашивается вывод о том, что в области происходит цепной управляемый процесс банкротств, за которым стоят интересы определенных лиц.

Между тем ЗАП представляет собой критическое звено в технологической цепочке всей авиационной отрасли, которое заменить нечем. Вот, например, несколько пунктов из заключения, подписанного генеральным конструктором ОАО «Авиадвигатель» Александром Иноземцовым и главным инженером ОАО «Пермский моторный завод» Игорем Башкатовым: «Изготавливать всю номенклатуру подшипников для авиационных двигателей в России может только ОАО ЗСП, г. Самара... Изготовление авиационных подшипников на других подшипниковых заводах потребует подготовки производства и дорогостоящих испытаний подшипников в составе двигателей… Заказ подшипников на иностранных фирмах потребует сертификационных испытаний... Стоимость таких подшипников в 15–20 раз выше, чем у ОАО ЗСП».

Как известно, неделю назад Владимир Путин, принимая с докладом вице-премьера Алексея Гордеева, подчеркнул, что банкротство должно служить экономическому оздоровлению, а не перераспределению собственности. Эти слова были обращены к ситуации в сельском хозяйстве. Но с помощью той же банкротной схемы уже давно идет процесс перераспределения собственности и в других отраслях. Модель простая: с одной стороны, набрать на банкрота долгов, с другой, попользоваться его ликвидными активами.

Что касается провинции, то эта схема очень удобна для предпринимателей, которые близки к местным властям. В Самаре хорошо известна фамилия Швидак. Недавно умерший Игорь Александрович всю подшипниковую империю оставил сыну Александру. Отец был из «красных директоров», входил в областную элиту, был на короткой ноге с губернатором Константином Титовым. И, похоже, вполне находил с ним общий язык, помогал губернатору как спонсор во всех избирательных кампаниях. В отличие от империи Швидака завод авиационных подшипников поднимал свой бизнес цивилизованными методами, без всякого расчета на власть.

Похоже, до сих пор Швидак не может себе простить то, что в свое время бросил, а потом никак не мог подчинить ставший прибыльным от военных заказов ЗАП. Стоит вспомнить, что три года назад была попытка получить над ним контроль. Тогда 74% акций предприятия были оформлены на четыре фирмы ( «Канди», «Мали» , «Фортуна» и «Галактика»). Покупатели обещали акционерам привлечение инвестиций, но за акции расплатились, правда, поддельным векселем. После возбуждения уголовного дела и вмешательства Генпрокуратуры продажа акций была остановлена. Впрочем, областные власти тоже не оставляли ЗАП без внимания: его 138 раз проверяли всякого рода инстанции, хотя подшипниковая империя Швидака не видела в глаза ни одного проверяющего.

О причинах подобного внимания можно только догадываться. Возможно, это связано с тем, что ЗАП не поддержал Константина Титова на президентских выборах, не подставил финансовое плечо ни титовскому «Голосу России», ни последнему его изобретению – Социал-демократической партии. Словом, все очень непросто. Естественно, в таких условиях Арбитражному суду Самарской области, который будет разбирать дело о банкротстве ЗАП, сложно принимать объективные решения.

"