Posted 3 июля 2012,, 20:00

Published 3 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Дом за бугром

3 июля 2012, 20:00
В Думу внесен законопроект о государственной гражданской службе, согласно которому чиновникам запретят сделки на рынке зарубежной недвижимости. Эксперты обращают внимание на явно популистский характер документа – покупкой имущества за границей уже давно занимаются не сами госслужащие, а их «успешные и состоятельные» же

По замыслу автора документа – единоросса Евгения Федорова, чиновник не сможет быть принят на государственную должность или находиться на служебном посту, если имеет «зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество». Если изучить опубликованные декларации, то под действие законопроекта может попасть достаточно большое число чиновников в ранге от замминистра и ниже. В частности, под прицелом окажутся замглавы Минтранса Виктор Олерский с задекларированным домовладением в Бельгии и замглавы ФАС Анатолий Голомолзин с двумя квартирами в Турции, опять же указанными в декларации.

В то же время министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов, владеющий гаражом и квартирой в Великобритании, и первый вице-премьер Игорь Шувалов, у которого есть недвижимость в ОАЭ, Австрии и Великобритании, в черный список не попадут. «Не окажутся там и президент, члены правительства, парламентарии, сенаторы и главы региональной исполнительной и законодательной власти», – сообщил «НИ» г-н Федоров, пояснивший, что данные чиновники имеют категорию А, которая в его законопроект не попала.

Впрочем, если бы меры коснулись парламентариев, сенаторов и министров, список владельцев зарубежной недвижимости существенно пополнился бы. Так, у сенатора Виталия Малкина с супругой есть земельный участок и дом в Италии. Его коллега по службе Андрей Молчанов с супругой облюбовали два дома, и тоже в Италии. Член Совфеда Андрей Клишас владеет дачным участком 543 кв.м в Швейцарии. На имя сенатора Сергея Бажанова и его супруги зарегистрированы квартиры в Финляндии и Франции, там же есть и вилла. Парламентарий Николай Валуев записал на супругу жилой дом и две квартиры в Германии, а также жилой дом в Испании. Полпред президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин имеет дом в Италии. Супруга уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова является владелицей квартиры в 176 кв. м в Монако.

С одной стороны, новый законопроект нарушает действующий закон о госслужбе из-за неточности формулировки, допускающей запрет на любое имущество, в том числе и владение ценными бумагами, денежными вкладами и автомобилями, прокомментировал «НИ» инициативу единоросса президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров. С другой стороны, по мнению эксперта, это не помешает парламентариям принять предложенные Федоровым поправки, если учесть бессметное количество штампуемых Думой явно антиконституционных законопроектов. Тем более что документ не станет помехой для чиновника, запланировавшего покупку дома на Лазурном Берегу.

«Нововведение не будет работать как антикоррупционная мера, поскольку, как мы знаем, большинство российских чиновников женаты на фантастически успешных женщинах, которые, как известно, чиновницами не являются, – отметил г-н Сатаров. – Они просто удачливые бизнесменши. Все уже давно записано на них. Особых проблем мера не вызовет, но у тех, кто не подсуетится и избавится от регистрации такой собственности на себя, появится необходимость платить взятки регуляторам этого рынка».

«Покупка иностранной недвижимости и активов – любимое занятие чиновников, заинтересованных в укрывании своего финансового состояния, – добавляет председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. – Таким образом они пытаются создать «запасной аэродром». По словам юриста, выбор страны зависит от налоговых режимов и размера инвестируемой суммы. Чиновники с меньшим доходом выбирают Европу, в основном Францию и Италию. Самые состоятельные предпочитают Америку и Великобританию, где, впрочем, сосредоточены и самые высокие риски – иностранный владелец британской или американской собственности сразу попадает под пристальное внимание спецслужб и фискалов данной страны. По мнению г-на Трапаидзе, способов обойти такой закон не так много, но они есть. Это своего рода ноу-хау финансистов, налоговых юристов и банкиров: сокрытие конечных бенефициаров, трасты, подставные лица. Многие из них рискованные, но все равно востребованы.

«Чиновник с большим достатком может позволить себе не только жилую собственность, но и коммерческую – магазин или отель», – поделился с «НИ» генеральный директор агентства недвижимости Константин Манченко. На домик же денег хватает у очень многих госслужащих, утверждает риелтор, особенно если учесть, что вилла на Средиземном море часто оказывается доступнее подмосковной дачи.

"