Posted 1 февраля 2004,, 21:00

Published 1 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

ИГРА В ДУРАКА

1 февраля 2004, 21:00
ИГРА В ДУРАКА

Пенсионный фонд России (ПФР) подсчитал, наконец, сколько денег попало в руки управляющих компаний в результате первого этапа реформы и в какие именно руки. Но всерьез анализировать эти данные нет никакого резона. Можно разве что полюбопытствовать: а получилось ли у Михаила Зурабова провести эту реформу по своему сценарию или нет? И удостовериться: да, получилось. Практически ни один рубль пенсионных накоплений не прошел мимо государственной кассы, в какую давно превратился ПФР. Это первый результат. Хитрые спецы фонда вчистую переиграли частных управляющих, которым достались в это самое «управление» около 700 млн. рублей на все 55 компаний – смешные деньги, браться за которые не имеет смысла. Это второй результат.

У второго, впрочем, есть некий особый подтекст. Если ориентироваться на данные, приведенные Пенсионным фондом, большая часть этих денег достанется компаниям, сросшимся с крупными корпорациями или с банками-трансфер-агентами, которые имеют право принимать заявления о переводе накоплений. Это означает, что даже те пенсионные деньги, которые не ушли в государственный Внешэкономбанк, все равно не остались без присмотра чиновников. Сотрудников предприятий в местных бухгалтериях просто ставили перед фактом: всем коллективом пойдем туда-то, шаг влево, шаг вправо карается «расстрелом».

Особенно широко такая практика насильственного волеизъявления применялась в регионах. Именно поэтому наибольшее количество заявлений на доверительное управление пенсионными накоплениями получили не московские, а региональные (Новосибирск, Челябинск, Санкт-Петербург) управляющие компании. Чуть ли не в лидеры (2-е место в списке ПФР) выбилась якутская управляющая компания – это вообще главный сюрприз пенсионной реформы и большой щелчок по носу столичным финансистам с их разговорами о прозрачности, о бенефициариях (владельцах) и прочими излишествами.

Да, если вдуматься, особенного сюрприза во всем этом нет. И даже тот факт, что якутские управляющие обошли московских (среди которых есть и американцы), не сильно удивляет. В России даже свободным волеизъявлением граждан управляет игрок, который называется Его Величество административный ресурс. Это он резвился в регионах, обеспечив «правильное» распределение пенсионных финансов. Он же подсказал Михаилу Зурабову, что первый этап пенсионной реформы должен проходить в условиях полной информационной блокады. Он придумал пиаровский ход, предписывающий чиновникам ПФР сначала глупо гордиться нерастраченным рекламным бюджетом, а потом каяться на заседаниях правительства: да, надо было народу разъяснять поактивней, перестарались в экономии, виноваты. Да никто и не собирался ничего разъяснять. Точно выстроенная стратегия умолчания и «несознанки» принесла грамотные (с точки зрения ПФР, конечно) и абсолютно предсказуемые результаты. Согласно которым в ближайшие годы все 5–7 млрд. долларов пенсионных накоплений останутся в распоряжении Пенсионного фонда и региональных лоббистов. Ровно через год, когда народ начнет получать уведомления о состоянии персональных счетов, мы узнаем, какую цену Россия заплатила за эту игру в дурака.

"