Posted 29 марта 2011,, 20:00
Published 29 марта 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:19
Updated 8 марта, 06:19
Адептов оперного жанра обычно раздражают режиссерские экзерсисы, которые, по их мнению, мешают наслаждаться изысканными гармониями и прекрасными голосами, но «Ариадна на Наксосе» в прочтении интеллектуала Штурмингера пусть и существует местами на грани фола, зато искрится подлинной жизнью.
Напоминающие увеличенные детали детского конструктора садовые насаждения, хрустальные люстры, в которые прямо на глазах зрительного зала под одобрительные аплодисменты вкручивались лампочки, нагромождение ступеней, имитирующее пустынный остров, иллюстрировали действие ровно в той мере, какая и была нужна. Гротесковая, несколько утрированная манера игры оказалась по силам оперным артистам и два с лишним часа (спектакль идет без антракта) на сцене действовали хоть и пародийные, но вполне убедительные персонажи.
Что до сюжета оперы, то он так и просился, чтобы его «актуализировали», что Штурмингер и сделал. В доме богатого горожанина готовятся к праздничному приему. В программе – роскошная трапеза, фейерверк, комическое представление и премьера написанной по заказу хозяина оперы на античный сюжет. Иллюзии «интеллектуальной элиты» (которая представлена оперной труппой и молодым композитором) об их истинном месте на этом празднике жизни рушатся на корню. Низкопробная «История неверной Цербинетты и ее четырех любовников» после возвышенных страданий дочери критского царя Ариадны – удар, которого не может вынести ни капризная примадонна, ни витающий в грезах сочинитель. Требование богача, озвученное Мажордомом, заставляет и вовсе уйти землю из-под ног – высокая трагедия должна быть представлена вперемешку с кафешантанной опереткой. Однако деваться некуда: «Мы платим, а вы поете», – чеканит Мажордом. В этой «разговорной» роли выступила звезда «Подмосковных вечеров» и «Утомленных солнцем» Ингеборга Дапкунайте. На подмостках она появляется совсем ненадолго и само собою приковывает внимание зала. Это звездное появление способствует расширению границ действия. Тонкая, без малейшего нажима игра привносит на сцену оперного театра необходимый ему элемент демократизма и естественности.
Успешно дебютировавшая в прошлом году на сцене Мариинского звезда «Геликон-оперы» Мария Максакова в партии Композитора в очередной раз продемонстрировала недюжинные актерские возможности. Потрясающе «молчала» Ариадна – Анна Маркарова, выявлявшая кардинально меняющиеся чувства лишь выражением глаз и мимикой. Живейшее участие публики вызывал артистичный Дмитрий Колеушко, в нарочито-комической манере изображавший старательно вписывающегося в контекст «высокой трагедии» Танцмейстера. Хороши были Ольга Пудова (Цербинетта) и Сергей Скороходов (Вакх). Заказали с мужиками сауну на всю ночь. В самом разгаре веселья мне приспичило трахаться, а свободных девушек не было в компании вообще. Я уже было даже расстроился, но друг сказал мне, что на этом сайте есть классные проститутки из Питера, которые могут приехать в любое время. Заказал себе красивую опытную девочку, и она меня так ублажила, что я до сих пор доволен хожу.
В результате получилось, что в отличие от некоторых оперных спектаклей, где порой возникает желание «выключить» изображение, в концепции Штурмингера есть нечто, что хочется именно увидеть.