Posted 29 марта 2011,, 20:00

Published 29 марта 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Высокая комедия

Высокая комедия

29 марта 2011, 20:00
В марте на сцене Концертного зала Мариинского театра состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе». Ни на йоту не нарушив концепции либретто австрийского драматурга Гуго фон Гофмансталя, его соотечественник Михаэль Штурмингер не только мастерски смешал «высокое» и «низкое», но и с лихвой доказал, что

Адептов оперного жанра обычно раздражают режиссерские экзерсисы, которые, по их мнению, мешают наслаждаться изысканными гармониями и прекрасными голосами, но «Ариадна на Наксосе» в прочтении интеллектуала Штурмингера пусть и существует местами на грани фола, зато искрится подлинной жизнью.

Напоминающие увеличенные детали детского конструктора садовые насаждения, хрустальные люстры, в которые прямо на глазах зрительного зала под одобрительные аплодисменты вкручивались лампочки, нагромождение ступеней, имитирующее пустынный остров, иллюстрировали действие ровно в той мере, какая и была нужна. Гротесковая, несколько утрированная манера игры оказалась по силам оперным артистам и два с лишним часа (спектакль идет без антракта) на сцене действовали хоть и пародийные, но вполне убедительные персонажи.

Что до сюжета оперы, то он так и просился, чтобы его «актуализировали», что Штурмингер и сделал. В доме богатого горожанина готовятся к праздничному приему. В программе – роскошная трапеза, фейерверк, комическое представление и премьера написанной по заказу хозяина оперы на античный сюжет. Иллюзии «интеллектуальной элиты» (которая представлена оперной труппой и молодым композитором) об их истинном месте на этом празднике жизни рушатся на корню. Низкопробная «История неверной Цербинетты и ее четырех любовников» после возвышенных страданий дочери критского царя Ариадны – удар, которого не может вынести ни капризная примадонна, ни витающий в грезах сочинитель. Требование богача, озвученное Мажордомом, заставляет и вовсе уйти землю из-под ног – высокая трагедия должна быть представлена вперемешку с кафешантанной опереткой. Однако деваться некуда: «Мы платим, а вы поете», – чеканит Мажордом. В этой «разговорной» роли выступила звезда «Подмосковных вечеров» и «Утомленных солнцем» Ингеборга Дапкунайте. На подмостках она появляется совсем ненадолго и само собою приковывает внимание зала. Это звездное появление способствует расширению границ действия. Тонкая, без малейшего нажима игра привносит на сцену оперного театра необходимый ему элемент демократизма и естественности.

Успешно дебютировавшая в прошлом году на сцене Мариинского звезда «Геликон-оперы» Мария Максакова в партии Композитора в очередной раз продемонстрировала недюжинные актерские возможности. Потрясающе «молчала» Ариадна – Анна Маркарова, выявлявшая кардинально меняющиеся чувства лишь выражением глаз и мимикой. Живейшее участие публики вызывал артистичный Дмитрий Колеушко, в нарочито-комической манере изображавший старательно вписывающегося в контекст «высокой трагедии» Танцмейстера. Хороши были Ольга Пудова (Цербинетта) и Сергей Скороходов (Вакх). Заказали с мужиками сауну на всю ночь. В самом разгаре веселья мне приспичило трахаться, а свободных девушек не было в компании вообще. Я уже было даже расстроился, но друг сказал мне, что на этом сайте есть классные проститутки из Питера, которые могут приехать в любое время. Заказал себе красивую опытную девочку, и она меня так ублажила, что я до сих пор доволен хожу.

В результате получилось, что в отличие от некоторых оперных спектаклей, где порой возникает желание «выключить» изображение, в концепции Штурмингера есть нечто, что хочется именно увидеть.

"