Posted 28 августа 2003,, 20:00

Published 28 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Бульдозер-2

Бульдозер-2

28 августа 2003, 20:00
Государство в очередной раз решило покончить с интеллектуальным пиратством

На днях премьер-министр Михаил Касьянов дал Министерству печати новые полномочия. Согласно постановлению правительства, ведомство Михаила Лесина будет участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере авторских прав. Звукозаписывающие компании сомневаются, что проблему можно решить только административным путем.

Когда пиратские диски в России прессовали бульдозерами перед телекамерами, крестные отцы незаконного бизнеса лишь ухмылялись, глядя на экраны. Год спустя стало очевидно, что силовые акции малоэффективны. На днях были оглашены очередные меры: на этот раз борьбу возглавило правительство РФ. Наступление планируется начать сразу на двух фронтах.

Во-первых, правительство предлагает дополнить Гражданский кодекс главой «Интеллектуальная собственность». Будут введены новые юридические термины: «нарушение исключительных прав использования» и «интеллектуальное пиратство». В наказание государство сможет ликвидировать компанию, отозвав у нее лицензию. Попутно предлагается увеличить размер компенсации автору при нарушении его авторских прав. С другой стороны, на каждый диск или кассету государство обяжет наклеивать специальную марку. По мнению экспертов министерства, правоохранительным органам будет легче отличить пиратскую продукцию от легальной.

Подобные меры уже были приняты рядом звукозаписывающих лейблов самостоятельно, но теперь система будет единой. Впрочем, насколько эта мера поможет, не известно, если учесть, что порой лицензионная и контрафактная продукция штампуются на одних и тех же заводах. Так или иначе, все эти предложения будут рассмотрены в сентябре на заседании правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, которая пройдет под председательством лично Михаила Касьянова.

Справка «НИ»

В 2002 году 83% российских видеокассет, 76% аудиокассет, 86% компакт-дисков и 80% DVD были выпущены нелегально. По официальным данным, в прошлом году было реализовано 230 миллионов копий аудиокассет. Из них 175 миллионов нелегально. Таким образом, объем теневого рынка аудиокассет за 2002 год составил около 9 миллиардов рублей, а видеокассет, по самым скромным подсчетам, – около 15 миллиардов.

Тем временем, по результатам последних проверок, у 6 из 28 российских заводов, имеющих лицензию на производство записей на оптических носителях (CD и DVD), уже приостановлена лицензия. Их поймали на том, что на дисках не были нанесены наименования лицензиатов и не был указан номер лицензии. Об этом рассказал «Новым Известиям» пресс-секретарь Минпечати Александр Шабуркин. По его словам, правоохранительным органам пока невозможно определить, а тем более доказать, что тот или иной диск или видеокассета «левые».


В июне Михаил Лесин встречался в Москве с главами крупнейших мировых звукозаписывающих компаний – Universal, Sony, Warner, EMI, а также с президентом IFPI (Международной федерации производителей фонограмм). Представители музыкального бизнеса интересовались состоянием наших антипиратских дел. В качестве одной из мер министр предложил тогда перенести производство дисков и кассет в Россию. Таким образом, по мнению главы Минпечати, можно удешевить легальные товары на рынке, чтобы легальная продукция могла бы конкурировать с пиратской. Западных бизнесменов такие перспективы не вдохновили. На их взгляд, это все равно что регулярно грабить интуристов в России, а потом предложить им переехать в Россию жить.


Вслед за бульдозерами гордостью нашей антипиратской кампании стала специальная лаборатория по идентификации дисков при министерстве. Чиновники радуются: теперь, мол, можно будет определить, сделан «левый» диск на заводе, имеющем лицензию, или нет. Однако по существующему законодательству, даже если эксперты и установят, что партия контрафактной продукции пришла с завода, имеющего лицензию, то это станет лишь «поводом для проверки». То есть до возбуждения дела может просто не дойти. Выходит, что от дорогостоящей аппаратуры толку меньше, чем от бульдозера: тот хоть пару сотен раздавил.


Так или иначе, новый этап борьбы с пиратством официально объявлен. Года через два вполне может оказаться, что и эти меры бестолковые. В стране, где на словах сражаются с пиратством, а на деле предлагают с ним конкурировать, трудно рассчитывать на благополучие легального бизнеса.


Будет ли толк от борьбы с производителями пиратских дисков?

Ася КАЛЯСИНА,
директор по маркетингу компании Universal Music Russia:

– Маркировка продукции звукозаписывающих компаний может быть эффективной, однако вопрос требует тщательной проработки. Эта мера позволит отслеживать пиратскую продукцию только в том случае, если саму марку будет очень сложно или невозможно подделать. Новая маркировка должна будет увеличить цену отпускаемой продукции, а кто будет это оплачивать? Если, в конечном счете, это ляжет на потребителя-меломана, то сомнительно, что таким образом борьба с пиратством станет эффективной.

Алена МИХАЙЛОВА,
генеральный директор Real records:

– Я думаю, что введение федеральной акцизной марки поможет в борьбе с пиратством. Опыт введения московской марки уже есть. Как только ее ввели, мы стали получать прибыль с московского рынка в 2 раза больше, чем было до того. Да и тиражи по Москве выросли на 50%. В любом случае, в первое время эффект от нововведения будет, а насколько он окажется продолжительным, будет зависеть от контрольных мер МВД и Министерства по налогам и сборам.

Олег МИТЯЕВ,
заслуженный артист России:

– У меня на сайте вывешено более 50 обложек пиратских дисков. Будь они легальными, я бы мог просто выпускать альбомы и иногда выступать, и мне бы хватало на жизнь. Сейчас баснословные деньги получает не автор и не государство, а ловкие люди. Дай-то бог, чтобы этот процесс наладился, но у меня не осталось почти никакой надежды. Борьба акцизными марками с паленой водкой пока не приносит результатов. Где брать кадры, чтобы все это отслеживать? Пираты этим контролерам сегодня могут предложить гораздо большую зарплату.

"