Posted 27 марта 2005,, 20:00

Published 27 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Изобрели паровоз

Изобрели паровоз

27 марта 2005, 20:00
В минувшие выходные завершился театральный фестиваль, посвященный 75-летнему юбилею молодежного театра «Глобус». В течение недели в Новосибирск съезжались критики, режиссеры, театральные деятели с разных концов страны. А на сцене театра шли спектакли последних лет. В основном – постановки приглашенных режиссеров из Мос

Новосибирский «Глобус», как многие провинциальные театры, долгие годы делает ставку на приглашенных режиссеров. В юбилейной афише – постановки Дмитрия Чернякова, Александра Галибина, Марины Брусникиной, Елены Невежиной, Сергея Каргина, Марины Глуховской и других. Парад названий открывается лауреатом прошлой «Золотой маски» – спектаклем «Двойное непостоянство» Пьера Мариво, поставленным Дмитрием Черняковым. Стильный, ясный, жестко режиссерски выстроенный спектакль пока остается одним из главных украшений театральной афиши Новосибирска. Но, отдавая дань именитым режиссерам-варягам, «Глобус» в этом сезоне сделал ставку на своих.

Одним из самых масштабных проектов юбилейного года стала постановка мюзикла «НЭП» по «Педагогической поэме» Антона Макаренко. Музыка и либретто были заказаны местному автору Елене Сибиркиной. Музыкальным руководителем проекта был выбран Алексей Людмилин. Танцы подготовил питерский хореограф Эдвальд Смирнов. На постановку приглашен молодой режиссер Алексей Крикливый. В спектакле занято больше сотни участников, среди которых артисты труппы, студенты Новосибирского театрального института, учащиеся музыкального колледжа, школьники. Задействован эстрадно-симфонический оркестр. А на финальном апофеозе на сцену выезжает «сибирский ответ» «Норд-Осту» – стеклянный паровоз с Максимом Горьким на нем.

Игры со штампами соцреализма сейчас как никогда модны на театральной сцене. Сценографы «НЭПа» Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов воссоздают среднестатистический провинциальный город эпохи первых лет революции. Деревянные двухэтажные дома, украшенные названиями магазинов и лозунгами («Социалистическая революция – мост к светлому будущему»). Бабы торгуют семечками, пирожками, чаем. Выезжает, фырча, «Эмка» – машина ревкома. Живописная толпа беспризорников, продавцы газет (в соседнем с театром антикварном магазине стоит фарфоровая фигурка начала 20-х годов точно такого продавца газет). Типы знакомы по живописи, кино, театру. Точно отобранные приметы эпохи носят игровой и условный характер. И живописные фигуры советских гаврошей также стилизованы, как и белейшие блузки перековавшихся воспитанников.

Автор музыки и либретто Елена Сибиркина, не оригинальничая понапрасну, честно шла вслед мамонтам и основателям российского мюзикла – Юлию Киму и Владимиру Дашкевичу. Красочный мир беспризорной шпаны, музыкальные ритмы анархистов, «любовные романсы», номера «трудовых подвигов» отсылали к бессмертному «Бумбарашу» (правда, без обаяния лукавого юмора этого пока лучшего российского музыкального спектакля). Коллизии перевоспитания «трудных подростков» решались «в лоб». Традиционный любовный треугольник оживлялся почти детективной историей с кражей воровского «общака».

Исполнители, занятые в спектакле, пока привлекают скорее энтузиазмом, чем мастерством. «Весь этот джаз» Боба Фосса начинается сценой кастинга, когда из сотен танцующих на сцене постепенно остается с десяток человек, действительно умеющих петь и танцевать. В толпе, занимающей новосибирскую сцену, периодически хочется произвести такое «прореживание». Хотя есть опасение, что, если поднять критерии отбора, на сцене мало кто останется. Танцевальные номера человек на 60, безусловно, впечатляют. Новосибирский «НЭП» скорее «давит» сценической массой, чем впечатляет «лица необщим выраженьем». Пока, похоже, «Глобус» радует сам факт: вот и мы можем! Драматический театр, а замахнулись на мюзикл, и получилось не хуже, чем у людей. Вряд ли постановка музыкальных спектаклей войдет в практику новосибирского драматического театра. Но как разовая, чуть хулиганская акция, как тренинг «НЭП» вполне оправдан. Даже если не вспоминать пословицу, что «дареному коню в зубы не смотрят» (особенно если конь юбилейный).

"