Posted 27 февраля 2011,, 21:00
Published 27 февраля 2011,, 21:00
Modified 8 марта, 06:33
Updated 8 марта, 06:33
Юрий Соломин появился на сцене, словно только встал из-за рабочего стола. Предельно сосредоточенный, задумчивый, жестом остановил гремящие аплодисменты и прочитал стихотворение Жака Превера «Как нарисовать птицу», в котором речь идет о сути искусства. «Я не знаю, была ли у меня такая птица, – сказал Юрий Мефодьевич, – и не подумайте, что я начинаю игру в кокетство. Я лишь попробую разобраться, что такое искусство. На мой взгляд, искусство – это ждать, ждать и ждать. И даже если бывает в жизни артиста мгновенный успех – все равно этот успех немыслим без ожидания. Да и любой человек искусства всегда сомневается в собственном успехе, хотя может об этом никому не говорить». К этой мысли Соломин возвращался не раз и когда говорил о своих школьных годах, и когда вспоминал первые шаги на прославленной сцене, и когда давал оценку современной культуре…
Встреча напоминала моноспектакль, разделенный на тематические эпизоды – детство, родители, педагоги, любимые роли в театре, работа в кино. Демонстрировались отрывки из фильмов и спектаклей, под занавес Юрий Мефодьевич исполнил два чеховских рассказа, но, конечно, вечер не мог пройти без слов о брате – Виталии Соломине. Причем о брате было сказано всего две фразы, но так, что пробрало до мурашек. Юрий Мефодьевич сообщил зрителям, что на экране сейчас появятся отрывки из «Дяди Вани» – очень дорогого для него спектакля, играть в котором было истинным актерским счастьем, но, к сожалению, постановку сняли из репертуара, потому что без еще одного человека этот спектакль немыслим. «Мы решили не делать никаких вводов, а оставить спектакль в памяти зрителей таким, каким он был». Вроде ничего особенного, но в соломинском голосе звучала безграничная боль и одиночество. Потом погас свет и зрители увидели сцену дяди Вани и доктора Астрова в исполнении Соломиных. У каждого большого артиста есть роль-предчувствие, это предчувствие судьбы, финала – как бывает в повседневной жизни, когда не видишь человека месяцами, годами и вдруг встречаешь. А вскоре он уходит насовсем, будто приходил попрощаться. И «Дядя Ваня» стал последней совместной работой на сцене Малого театра, в которой встретились знаменитые братья.
Из монологов Юрия Соломина