Posted 27 октября 2019,, 13:42

Published 27 октября 2019,, 13:42

Modified 7 марта, 15:42

Updated 7 марта, 15:42

Слишком много знал: кино о том, как англичанин пытался рассказать правду о Голодоморе

Слишком много знал: кино о том, как англичанин пытался рассказать правду о Голодоморе

27 октября 2019, 13:42
Знаменитый польский режиссер Агнешка Холланд сняла фильм про английского журналиста, обвинившего Сталина в организации страшного голода на Украине

Сайт ВВС рассказал о новом фильме известного польского режиссера Агнешки Холланд «Мистер Джонс». В нем рассказывается о британском журналисте, который стал свидетелем Голодомора в советской Украине и пытается донести всю жуткую правду об этой катастрофе до остального мира.

Молодой журналист Гарет Джонс в марте 1933 года поехал в СССР взять интервью у самого Сталина. Кстати, незадолго до этого он стал первым иностранным журналистом, поговорившим с новым канцлером Германии Адольфом Гитлером.

Любопытно еще и то, что мать Джонса до революции служила в царской России гувернанткой в доме промышленника Джона Хьюза, основавшего город, названный в его честь - Юзовкой. В 1930-е годы тот был переименован в Сталино, а в 1961 – в Донецк. Так что у Джонса профессиональный интерес был сопряжен и с чисто личным.

В Москве с огромным трудом Гарет получает разрешения съездить на Украину, и уже в поезде начинает понимать жуткую суть происходящего в Совестком Союзе. К примеру, он съедает апельсин, на выкинутые корки от которого сразу набрасывается голодная толпа.

На улицах украинских городов он видит трупы умерших от голода людей, в то время, как солдаты увозят мешки с зерном, изъятые по программе продразверстки. Деревни заброшены, а те, кто не смог уйти, в том числе и дети спасаются каннибализмом, съедая своих умерших родственников.

Вернувшись в Британию, Джонс публикует пресс-релиз, который перепечатывают несколько английских и американских газет. В том числе там говорится:

«Я прошел по деревням двенадцати колхозов. Везде я слышал крик: "Хлеба нет! Мы умираем!" Крик этот разносится по всей России - Поволжье, Сибирь, Белоруссия, Северный Кавказ, Средняя Азия.

Я отправился в район Черноземья, потому что когда-то это была богатейшая житница России и потому что журналистов туда не пускают.

В поезде я выбросил корку хлеба в урну. Ее мгновенно вытащил и жадно съел крестьянин. Я провел ночь в деревне, в которой еще недавно было двести коров, а теперь осталось шесть. Люди едят корм для скота, и тот у них уже кончается.

Многие умерли от голода. "Мы ждем смерти, - говорят они. - Но пока у нас еще есть корм для скота. Отправляйтесь дальше на юг. Там у людей не осталось ничего. Многие дома пусты, все люди умерли».

В ответ Кремль навсегда запретил Гарету Джонсу въезд в Советский Союз. Он не оставил тему СССР и активно критиковал сталинский режим в своих публкациях, в том числе, обвиняя Сталина в убийстве Кирова.

В 1935 году во время путешествия по Внутренней Монголии Джонс и его спутник, немецкий журналист, были захвачены местными бандитами. Коллегу отпустили через два дня, а Джонса застрелили. «Мистер Джонс знал слишком много» - было написано в некрологе на его гибель.

В фильме повествуется о различных перипетиях жизни журналиста, в том числе и о том, с какими неожиданными препятствиями он сталкивался, пытаясь донести до мира всю правду о Голодоморе, о его причинах и виновниках.

Одна из самых известных польских режиссеров Агнешка Холланд давно занимается темой сталинизма. Вот, что сама она говорит о своем фильме:

«Долгое время мне хотелось рассказать о преступлениях коммунистического режима. Если Холокост стал универсально признанной частью мировой истории, то в России и в бывшем СССР о совершенных во имя коммунизма преступлениях многие по-прежнему говорят неохотно. Я слышала, что в недавнем опросе в России Сталин был признан величайшим российским лидером в истории. Представьте себе, что немцы своим величайшим лидером выбирают Гитлера!

(...)

Даже только начиная работу над фильмом, мы понимали, что рассказываем универсальную, вневременную историю. Но лишь со временем я поняла, насколько она актуальна сегодня, в эпоху фейковых новостей, альтернативной реальности, коррупции в медиа, трусости политиков и равнодушия людей. Как сказать миру правду, если мир не хочет ее слышать? Это ситуация, с которой мы сталкиваемся сегодня практически каждый день. Потому что молчание - это яд, который травит души людей.

Столкновение мужества и решимости Джонса с циничным оппортунизмом и трусостью по-прежнему актуально. Сегодня у нас нет недостатка в коррумпированных конформистах и эгоистах, зато есть острый недостаток героев типа Джонса и Оруэлла. Именно поэтому мы и решили вновь вернуться к этим людям...»

Кстати, Джорджа Оруэлла она вспомнила не случайно: одним из лейтмотивов фильма – кадры, на которых сам знаменитый писатель отстукивает на машинке текст «Скотного двора» и читает за кадром фрагменты из этой сказки-памфлета.

И это не случайно: прототипом Наполеона в этой книге Оруэлла был Сталин.

"