Posted 26 октября 2003,, 21:00

Published 26 октября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Пятый лишний

Пятый лишний

26 октября 2003, 21:00
Актерский состав недавней премьеры спектакля «Квартет» излучал мощное звездное сияние: Барбара Брыльска, Светлана Крючкова, Каха Кавсадзе, Игорь Дмитриев. Этих имен было достаточно, чтобы гарантировать постановке успех. С режиссером спектаклю повезло гораздо меньше. Роман Мархолиа исказил свет звезд так, что на них вре

Сюжет пьесы англичанина Рональда Харвуда «Квартет» незамысловат и идеально подходит для труппы, в которой есть стареющие корифеи. Четверо бывших оперных премьеров и див, ныне живущих в доме для престарелых, задумали тряхнуть стариной и спеть что-нибудь хором. Исполнить это простое желание им поначалу мешали маразм, старческая вздорность и хаотичные воспоминания о своих былых триумфах, но к самому финалу господа артисты мобилизовались и продемонстрировали нечто символизирующее победу духа над временем. Концерт состоялся. Но это у автора. Что касается интерпретации сюжета режиссером Романом Мархолиа, то тут все оказалось не так просто. Душещипательную историю Мархолиа умудрился изложить так, что временами в его спектакле невозможно было уловить элементарную сюжетную нить. Спели герои в финале свой долгожданный концерт или нет, так и осталось неясным. Кто из них чей любовник – тоже. А если кто из зрителей не прочитал внимательно программку, то уж точно принял описываемый Харвудом дом престарелых за сумасшедший.

На компактной, только что отделанной сцене оперного центра Вишневской (там спектакль будет идти ежемесячно в течение года) Мархолиа соорудил нечто декадентское с венецианскими масками, шляпами с траурными перьями и плащами с капюшонами. Светлану Крючкову он нарядил увядающей Коломбиной, дебютантку в драматическом театре – Барбару Брыльску – вывел очкастой стервой, Каху Кавсадзе – скабрезным повесой. Игорь Дмитриев на показе для прессы не играл – заболел. Его реплики подавал сам режиссер, и по рисунку, который тот набросал, стало ясно, что Дмитриева ждет образ кривляющегося меланхолика.

С жанром Мархолиа начудил необычайно. На программке написано «комедия», а надо было бы – «какофония», поскольку на сцене происходит нечто невообразимое. За главными героями неотступно следуют оперные певцы и что-то выразительно поют, на кулисах мелькают фотопроекции орденов, на заднике устроен театр теней, музыка играет так весело, что половины реплик не слышно, и в довершение ко всему певцами и актерами регулярно хором и врозь декламируются стихи английских поэтов.

«Квартет» получился не просто невыносимым для слуха и глаза, а прямо-таки удручающим. Так подло и цинично народных артистов не подставлял еще ни один антрепренер. Безнадежно запутавшись в постановочных экзерсисах режиссера, опытные мастера сцены и киноэкрана совершенно не понимали, что играть, и разнообразили свое хождение из кулисы в кулису кто чем мог. Крючкова грациозно подпрыгивала. Брыльска, чье смущение от незнания, что делать на сцене, было очевидным, зацепившись за реплику своей героини «шалит проклятое бедро», хромала на обе ноги. Кавсадзе темпераментно строил рожи.

Артистам, которые совершенно не обязаны быть постановщиками своих ролей, нельзя не простить всех этих нелепостей. Тем более, что даже в такой постановке, как этот «Квартет», чувствовались их искренность, темперамент и такая обескураживающе-детская доверчивость, обманывать которую может только законченный злодей. Увы, но постановщик «Квартета» Роман Мархолиа выступил именно в этой роли.



"