Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Гимн евроремонту

Гимн евроремонту

24 сентября 2003, 20:00
На новой выставке гигантских глянцевых фотооткрыток с видами Москвы изображены новые стадионы, памятники и архитектурные комплексы. Единственно, чего здесь не найдешь, – изображения жертв тотального лужковского евроремонта.

Одновременно с открытием выставки в продаже появился фотоальбом. В предисловии к нему повествуется о том, как Юрий Лужков после победы на выборах сразу же заказал себе вертолет, чтобы осмотреть с птичьего полета все свое хозяйство. Осмотрев, видимо, пришел в немалое уныние и взялся за масштабное строительство. В этом году московское правительство с помощью фотографа Эдуарда Жигайлова решило осмотреть все еще раз.

Открывая фотовыставку, столичный мэр назвал возрождение города в новом обличье «делом всех москвичей». Он сказал: «Здесь можно провести много приятных минут, наблюдая, что было, и радуясь от того, что воссоздано».

Монументальные снимки Жигайлова (каждый из них примерно по два метра) в главном зале висят попарно: с одной стороны – что было, с другой – что стало. Например, «Лужники» образца 1996 года, снятые с вертолета – грязный перестроечный котлован-рынок с запруженными подъездными путями; и тот же стадион, запечатленный с того же ракурса в 2003-м – сверкающая аккуратная табакерка. Самый любопытный кадр в экспозиции – позаимствованный у ТАСС снимок бассейна «Москва» с птичьего полета. Рядом – вырастающий на том же месте в золоте прожекторов храм Христа Спасителя. Удивительно, но когда смотришь на то, «что было», сердце щемит больнее – ведь в этом нелепом советском бассейне тоже чувствовался какой-то «московский дух»: хочется разглядывать каждую его деталь…

Как и прежние советские парадные выставки, «Москва строится» имеет налет показухи. Очень многие московские виды прошлого нарочно представлены в самом неприглядном виде. Поклонная гора, до того как ее сковали бетоном и пригвоздили нелепым шпилем с испуганной Никой на конце, показана как грязная строительная площадка. То же самое с Манежной площадью: до того как Зураб Церетели превратил ее в образцово-показательный торговый центр с бронзовыми чучелами персонажей древнерусских сказок, площадь на фотографии выглядит огромной канавой. На выставке, естественно, нет тех памятников, которые были безвозвратно уничтожены во время перестройки или почти утратили свой прежний образ в 90-е годы. Взять, например, Старый Арбат, где прямо напротив ресторана «Прага» теперь заканчивается возведение уродливого и несоразмерного торгового центра, отчего вся улица превратилась в его торговый придаток. Не найдешь на выставке и теперь почти уничтоженных булгаковских Патриарших прудов, равно как и сотен уютных московских двухэтажных особняков, которые исчезли из исторического центра. Вместо них бурно растут новые монументальные сооружения, которые, по мнению зодчих, льстят облику Москвы как европейской столицы. Но земля в столице дорогая и отвоевывается не культурой, а бизнесом.

На открытии один из кураторов выставки заметил: «Москвичи тем и отличаются, что не помнят плохого. То, какой был развал десять лет назад, сейчас уже забылось. Вместо этого появилась новая Москва – сверкающая и чистая». Увы, но забылось не только это. Забылись еще и «жертвы» лужковской перестройки.

Впрочем, пара-тройка снимков действительно очень эффектны. Особенно кадр, сделанный со Спасской башни. Редко увидишь, что там, за стеной Мавзолея. И все же в большинстве своем фотографии «новой Москвы» – это банальные туристские открытки в человеческий рост.

"