Posted 23 декабря 2013,, 20:00

Published 23 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Трудно пропить глобус

Трудно пропить глобус

23 декабря 2013, 20:00
В истекающем 2013 году российские фильмы после перерыва вернулись в число лидеров отечественного проката и собрали ряд призов за рубежом на международных фестивалях второго эшелона.

В ряду кассовых рекордсменов года – «Сталинград» Федора Бондарчука (51,5 млн. долларов), «Легенда №17» Николая Лебедева (29,5 млн.) и «Горько!» Жоры Крыжовникова (25,5 млн.), вошедшие в десятку самых кассовых российских фильмов последнего двадцатилетия, причем первый из них стал абсолютным лидером отечественного проката, а последний являет редкий пример «народной» комедии, которая позволяет смотреть себя и тем, кто страшно далек от вкусов народа. Хорошие результаты показали также «Метро» (12,1 млн.), «Что творят мужчины!» (9,9 млн.) и «Снежная королева» (7,65 млн.). Сравнительно с прошлым годом на треть выросли годовые сборы национального кинематографа и на 1,8% увеличилась его доля в общей кассе. Но продолжится ли этот положительный тренд, неизвестно, поскольку вместе с повысившимися вливаниями усилилось идеологическое давление государства на кинематограф, не способствующее ни его коммерческому, ни художественному успеху.

Лауреатами зарубежных кинофорумов стали «Географ глобус пропил» Александра Велединского (главные премии в Одессе и Коттбусе), «Майор» Юрия Быкова (главный приз и еще две награды в Шанхае), «Бирмингемский орнамент» Юрия Лейдермана и Андрея Сильвестрова (специальный приз жюри в Риме), «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко (Гран-при во Вроцлаве и приз зрительских симпатий в Висбадене), «Стыд» Юсупа Разыкова (приз ФИПРЕССИ в Карловых Варах) и «Труба» Виталия Манского (приз за лучший документальный фильм в Карловых Варах).

Самые значимые игровые российские фильмы 2013 года

«Трудно быть богом» Алексея Германа. Почти 15-летний труд классика отечественного кино, завершенный после его смерти. Визуальный шедевр, вербализация которого пока не дает ощутимых результатов.

«Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Первый отечественный художественный фильм, героями которого являются геи, а предметом – разлитое в атмосфере любовное напряжение. Кино, которое нарушает все табу, но не нарушает ни один закон.

«Географ глобус пропил» Александра Велединского.

Возвращение «лишнего» человека в герои нашего времени и наглядное доказательство того, что в некоторых условиях лучшим учителем может стать раздолбай и лузер.

«Роль» Константина Лопушанского. Оригинальная трансформация темы классического фильма Антониони «Профессия: репортер» в тему «Профессия: актер» на российском историческом материале. Рефлексия о губительности ностальгии и невозможности «другой жизни».

«Майор» Юрия Быкова. Весьма выразительная иллюстрация последствий подмены общечеловеческой этики корпоративной.

«Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова. Остросоциальное кино о незащищенности частного лица и частной собственности в условиях чиновничьего капитализма.

«Деточки» Дмитрия Астрахана. Провокационная реализация большевистского призыва «грабь награбленное», так напугавшая чиновников от культуры, что они спешно сняли его с проката.

«Танец Дели» Ивана Вырыпаева. Единственная в мире кинодрама, местом действия которой является скамейка.

«Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. Кинематографический орнамент, остроумно сочетающий либидоносные и мортидоносные мотивы народной культуры.

«Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Первая отечественная комедия о сексуальных заморочках нынешних россиян.

«Московские сумерки» Алены Званцовой. Остроумная новация в жанре «фильмов о привидениях» – нестрашные призраки, с которыми можно общаться, но которых нельзя коснуться. (выбор автора)

"