Posted 21 декабря 2004,, 21:00

Published 21 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Оперный дефицит

Оперный дефицит

21 декабря 2004, 21:00
В 2005 году москвичам придется отвыкать от разнообразия музыкальных проектов в пяти оперных театрах столицы. Основное здание Большого театра окажется закрытым, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко откроется после реконструкции лишь ближе к концу года, а три малых оперных театра Москвы уже сейчас оказа

Несколько лет назад, начиная осваивать новое здание «Новой оперы», художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Колобов в интервью «Новым Известиям» сказал: «Театр должен быть не великим, а интересным». В конце 90-х «Новая опера» действительно была в авангарде возрождения и обновления классической музыки, она бросала вызов помпезному академизму и косности традиций, царивших тогда в российской столице. Каждая премьера Колобова была настоящим откровением, и несмотря на пессимизм самого маэстро, его творения вселяли в зрителей веру и надежду на обновление. В прошлом году Колобова не стало. Вместе с ним и сам театр будто погрузился в траур и почти перестал выпускать премьеры, разнообразие в его афиши вносят лишь концерты и вечера арендаторов. Складывается впечатление, что театр умер вместе с его отцом-основателем. В этом нет ничего удивительного, ведь государство строило «Новую оперу» в саду «Эрмитаж» для Колобова и его проектов. Что делать с наследством дирижера, ни в одном положении ничего не было сказано.

Невеселая ситуация складывается сегодня с Камерным музыкальным театром Бориса Покровского. Ведь ни для кого не секрет, что 92-летний мэтр отечественной оперы, мягко говоря, не здоров и не в состоянии вести дела театра. В результате об успехах оперных премьер этого театра давно не слышно. И страдают от этого прежде всего сами музыканты, которые получают здесь копейки (зарплата ведущих артистов здесь составляет порядка 100 долларов в месяц). На благосостояние коллектива не влияет даже тот факт, что театр находится в двух шагах от Кремля и огромная его площадь сдается в аренду частным компаниям.

Третий «малый» московский оперный театр – театр «Геликон» под управлением молодого режиссера Дмитрия Бертмана – сегодня, пожалуй, единственный, кто способен оживлять оперную московскую палитру. Но его труппа сегодня также выпускает премьер в Москве все меньше и все больше времени проводит во Франции, Испании и Америке, зарабатывая славу России за рубежом. Крохотный зал бывшего Дома медиков для Бертмана уже явно тесен.

Вот и получается, что теоретически в столице сегодня есть целых пять оперных театров. А фактически с закрытием Основной сцены Большого театра о прежнем количестве премьер придется только мечтать. По крайней мере, рекордов около двух десятков в сезон (конец 90-х) Москве ждать придется долго. Разумеется, желающие смогут поглядеть старые постановки Большого на Новой сцене, академические версии опер театра Станиславского и Немировича-Данченко на сцене зала Чайковского, да и прежние проекты трех малых театров не сойдут с афиш, но музыкальная жизнь, скорее всего, остановится. Это значит, что в столице еще долго не услышат премьер Россини, Доницетти, Стравинского, Римского-Корсакова. В то время как во всем мире показателем пульса культурной столицы является количество ежегодных премьер. Бывший директор парижской Гранд-опера рассказывал, что его театр вполне способен выпускать десяток новых проектов ежегодно. При этом театру приходится конкурировать в столице Франции с Опера Бастий, Опера Комик и Шаттле. Именно этот ритм и определяет музыкальную жизнь Парижа и дает ему право называться мировой культурной столицей.

"