Posted 20 декабря 2010,, 21:00

Published 20 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:39

Updated 8 марта, 06:39

Право голоса

Право голоса

20 декабря 2010, 21:00
Сразу четыре новые оперы появилось на афишах Москвы в предновогодние дни. Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского возродил спектакль своего основателя – «Похождения повесы» Игоря Стравинского. Театр «Новая опера» показал триптих «Голос женщины», включающий монооперы советских композиторов о тяжелой женской

«Похождения повесы» – это история юноши Тома, по наущению дьявола бросившего невесту Энн ради соблазнов Лондона. В день расплаты герой сходит с ума. Либретто по мотивам цикла английского художника Хогарта воплощено через ассоциации с мастерской живописца: герои спектакля появляются и исчезают в огромных картинах. Если задачей восстановителей было противостоять современным прочтениям опер (чтобы действие, не дай бог, не происходило «на бензоколонке или подводной лодке»), они вполне преуспели. Но «реалистические» камзолы и парики в опере про XVIII век – не автоматическая гарантия качества.

«Похождения повесы» Покровского в момент создания обладали большой театральной харизмой. Это этапный для советской сцены спектакль, особенно в 1978 году, когда был поставлен. Но умный Покровский обладал обостренным чувством времени. Он знал, что принцип «назад в будущее» не годится для оперной режиссуры – это такая штука, которая, хочешь ты этого или нет, устаревает быстро и фатально. И новаторство может стать добротной архаикой. Несомненно, сам режиссер по прошествии многих лет сделал бы совершенно другой спектакль, хоть и с тем же названием. К тому же записи старой постановки не существует, а нынешнюю делали «коллективным разумом» былых участников. Наконец, разочаровало исполнение. Кроме Олеси Старухиной (Энн), певцы не могли похвастаться не то что пониманием неоклассицизма Стравинского, его игрой авангарда со старинной музыкой, но пренебрегли заветом режиссера, процитированным в программке: «Когда поешь, должен видеть все нотки! Бегай по ним как по лесенке!» Исполнители разыгрывали не сатирическую притчу, как нужно, а бытовую драму, мимо указаний Покровского на жанровую сложность: «Это комическая опера, но ее нужно играть трагически». И даже Геннадий Рождественский, стоявший за пультом, не пробудил оркестр, выдававший что-то нединамичное (отчего действие провисает): если в скучном исполнении послушать Стравинского впервые в жизни, его можно возненавидеть.

Спектакль «Голос женщины» в «Новой опере» включает три монооперы, написанные в семидесятых–восьмидесятых годах прошлого века. «Нежность» Виталия Губаренко (сочинение, наиболее музыкально интересное). Среднестатистическое «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккиа. И «Ожидание» Микаэла Таривердиева, наполненное эстрадными реминисценциями. Театр не побоялся пойти на риск и предоставить сцену молодым: для режиссера Аллы Чепиноги (ей 24 года) это дебют, как и для 26-летнего сценографа Любови Шепеты. Авторы, хоть и молоды, но далеки от модной иронии и скучающей рефлексии, с искренним жаром и переменным успехом балансируя между сентиментальностью и трагедией.

Истории о женском одиночестве разыграны на авансцене, оркестр расположен сзади, и эмоции героинь льются крупным планом. На большом экране (основа сценографии) возникают улицы мегаполиса, на которые смотришь сверху, строки любовных посланий, покрытые слезами и кровью, шпили и призмы зданий хай-тек, а когда надо, трансляция игры героинь в режиме реального времени. Действие «Нежности» происходит на крыше, среди дымящихся труб, старых вещей и вороха смятых писем. Брошенная когда-то женщина мистифицирует мужчину: он получает ее послания и спустя двадцать лет после разлуки, но это придуманная «жизнь после жизни», на самом деле несчастная давно покончила с собой. Партия героини поделена на двух певиц – сестер Елену и Ольгу Терентьевых, которые, естественно, играют на внешнем сходстве, но подчеркивают и разность за счет голосов, колоратурного и драматического сопрано. Предчувствие свидания в «Ожидании» происходит на городской скамейке рядом с телефонной будкой. Певица Марина Жукова семенит на высоченных каблуках и трясет роскошными волосами, напряженно распевая чересчур пафосные стихи Роберта Рожественского. Зрелище и на вид, и на слух отдает женским романом. Тем более что в финале к даме приходит долгожданный кавалер, и под смех публики, дождавшейся хеппи-энда, парочка счастливо идет восвояси.

«Письмо незнакомки» написано в палате сумасшедшего дома, где героиня, которая всю жизнь провела в эмоциональном рабстве у безразличного любовника, оказывается после смерти ребенка. Здесь царит певица Татьяна Смирнова, чья мастерски сделанная роль – главная удача спектакля. Речитативы пропеты ею так музыкально, так точно по чувству, что частная история несчастной любви оборачивается вселенской катастрофой. Если, конечно, современный зритель в принципе готов испытать театральный шок.

"