Posted 20 октября 2004,, 20:00

Published 20 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Закулисье

Закулисье

20 октября 2004, 20:00
В ближайшее время правительство России намерено представить на рассмотрение в Госдуму пакет социальных законов, в числе которых проект реформы театра. По мнению экспертов, данные инициативы приведут к закрытию сотен репертуарных театров, жесткому контролю со стороны государства за заработком творческих коллективов и да

Отношения российского театра и государства зашли в тупик. Никакие макроэкономические успехи не в состоянии покрыть расходы на театральную сферу. В этой ситуации кажется вполне резонным, что наконец-то Минэкономики и Минкульт взялись за решение данной проблемы. Понятно, что число театров, за которые должно отвечать государство (то есть налогоплательщики), необходимо резко сократить.

Даже в золотую пору расцвета Российской империи количество императорских театров было строго ограничено. Правда, артисты императорского Малого или Большого театра имели зарплаты, сопоставимые с зарплатами чиновников высшего ранга и двух-трехмесячный оплачиваемый отдых. Они составляли своего рода актерскую аристократию. Остальные артисты Российской империи работали в разного рода частных театрах (каковым были, к примеру, Художественный театр и театр Корша). И участвовали в антрепризах разной успешности, в том числе и таких, которые кончались ситуацией, описанной Александром Островским в «Лесе»: трагик и комик встречаются на пути, скитаясь из Керчи в Вологду и из Вологды в Керчь.

Признавая стратегическую необходимость реформ, театральные люди больше всего тревожатся о тактике: о конкретных путях проведения этих самых преобразований. Наученные горьким опытом, они знают, что перемены обычно бывают к худшему. Развалить существующую систему легко. Трудно отладить и запустить новый механизм театральной жизни.

Согласно предлагаемым законопроектам ряд отечественных театров, как это существует в других странах, получит статус «национального достояния» (непонятно, кто эти названия будет определять). Михаил Швыдкой повторяет в выступлениях, что Мариинскому театру, Большому театру, Малому театру, МХТ, БДТ можно не опасаться. А как сложатся судьбы «Сатирикона», театра «Мастерская П.Фоменко», МДТ, московского ТЮЗа? Перечисление можно продолжить.

В связи с этим резонен вопрос: что будет с театрами, которые на общенациональную значимость претендовать не смогут. Им предстоит либо доказывать свое право на получение государственных грантов под конкретные постановки (попросту говоря работать в системе госзаказа). Либо переходить на автономный способ существования и, лишившись налоговых льгот, платить в казну отчисления наравне с ресторанами и казино.

Наконец, за каждым государственным преобразованием стоят десятки и сотни людей театра, которых оно коснется непосредственно. Куда деваться работникам театра, если его закроют «из-за финансовой недостаточности»? Или откажут в госфинансировании?

Ситуация осложняется тем, что реформа готовится в обстановке настолько строгой секретности, что даже люди, которых она касается напрямую, должны в основном довольствоваться слухами и косвенными фактами. «Новые Известия» попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителей московских театров. И выяснилось, что люди, которых предполагаемые реформы напрямую касаются, пока не готовы сказать ничего определенного, поскольку они не в курсе подробностей принимаемых постановлений. По крайней мере нашей газете не удалось отыскать сторонников реформы. Возможно, они появятся позднее, когда мы вернемся к этой теме вновь. Практики, представляющие по сути русский театр, отстранены от участия в разработке документов, которые их напрямую касаются.

Как ожидается, новые постановления, меняющие судьбы русского театра, впрямую затрагивающие практически все жизненно важные сферы театральной жизни, начнут свое действие уже со следующего года, когда правительство вынесет на рассмотрение Думы готовящиеся в Минэкономразвития предложения по сокращению бюджета в сфере культуры.

Сложившуюся ситуацию «Новые Известия» попросили прокомментировать одного из ведущих специалистов в области театральной экономики профессора Александра Рубинштейна.



Чем обернется реформа?

Константин РАЙКИН, художественный руководитель театра «Сатирикон»:
– На данный момент дни нашей достаточно неплохой жизни сочтены в связи с реструктуризацией бюджетной сферы. Реформа, которая заключается в том, что мы будем отдавать все, что зарабатываем, государству, а оно будет перераспределять деньги и выдавать дотацию, начнется в 2005 году, и, если ничего не изменится, театр «Сатирикон» просто может перестать существовать. Спасение могло бы быть в одном – приватизировать театр, уйти из-под государства. Однако на деле это невозможно. По закону учреждения культуры не подлежат приватизации. А «Сатирикон» – учреждение культуры.

Михаил ЛЕВИТИН, художественный руководитель театра «Эрмитаж»:
– Слухи о реформе ходят упорные, но ее сути пока никто внятно объяснить не может. Поэтому комментировать пока нечего. В этой ситуации могу сказать одно. Удивляет стремление правительства решать судьбу театра, не проконсультировавшись с людьми, которые, собственно, этот самый театр представляют.

"