Posted 21 сентября 2019,, 13:31

Published 21 сентября 2019,, 13:31

Modified 7 марта, 15:45

Updated 7 марта, 15:45

Энциклопедия кино: Люк Бессон превратил КГБ в страшную сказку

Энциклопедия кино: Люк Бессон превратил КГБ в страшную сказку

21 сентября 2019, 13:31
Вряд ли российский зритель оценит то, как известный режиссер представил зрителю могущественную советскую спецслужбу

Анна, Anna, Франция, США, 2019

Жанр: Шпионское мочилово

Сергей Митрофанов

Давайте мы сразу откажемся от аргумента «Потому что не достоверно». На самом деле, мы не знаем, как достоверно. О работе советского КГБ мы тоже знаем только из кино, а также из своих представлений, как это могло бы быть. Увольняют там через выстрел в лоб во время планерки или с хорошим социальным пособием, - этого мы достоверно не узнаем никогда. Да в кино и не требуется достоверность как достоверность-достоверность, кино обязано подчиняться логике мировых жанров. Комикс обязан оставаться комиксом, а шпионское мочилово шпионским мочиловым. И тут возникает проблема, потому что Люк Бессон слишком много о себе возомнил, а своих клиентов зрителей – слишком запрезирал. По Бессону, коммерческое кино подчиняется строгим рецептам: секс, кровь, интрига, а одухотворенность там всякая, правда жизни – это для слюнтяев. Первое мочилово должно произойти на вот такую минуту экранного времени, чтобы зритель не уснул, потом лирика-лирика, а потом сновамочилово. И в результате получилось добротное неоригинальное кино про русскую шпионку, которое прекрасно бы смотрелось в 90-х. Однако у нас сегодня кончается второе десятилетие двадцать первого века.

Уже была романтическая Катя из «Русского дома» (1990), уже много раз на Западе Ж. Бекоспел про загадочную Натали, приставленную к нему в Москве, Виктор Суворов подробно раскрыл психологию русской женщины-боевика Насти в романе «Жар-птица», какие-то добрые славянские женщины, кажется, помогали американскому шпиону Борну, потому что любили «свободный мир» больше, чем тоталитаризм. Что скажет нам новая русская девушка Анна с двумя пистолетами и биографией Никиты и суворовской Насти? Ошибка Бессона в том, что ничего она не скажет. Он превратил советское КГБ в страшную сказку «и нашим, и вашим», а Анну сделал борцом исключительно за «увольнение по собственному желанию». Тогда как и в двадцать первом веке КГБ продолжает оставаться суровой реальностью, притом, что в мире, где «свобода всех» есть насущная, но глубоко не удовлетворенная потребность, «увольняющиеся от борьбы» не вызывают сочувствия.

Итого, фильм получился не плох, но и не очень хорош. Рейтинг в Москве заведомо ниже, чем по Европе. Однако лучший кадр, за которое многое можно простить, это как снят памятник Де Голлю у советской гостиницы «Космос». Ну, любят у нас «деголлей». Кто видел, тот поймет.

Режиссер: Люк Бессон В ролях: Саша Лусс, Хелен Миррен, Люк Эванс, Киллиан Мёрфи, Лера Абова, Александр Петров (II), Никита Павленко, Анна Криппа, Алексей Маслодудов, Эрик Годон, Иван Франек, Жан-Батист Пюэк, Хакан Кан, Элисон Вилер, Эндрю Ховард, Ян Оливер Шрёдер, Луиз Паркер, Лорен Ферраро, Мабу Куяте, Полин Хорау, Жан-Марк Монтальто

"