Posted 20 июня 2012,, 20:00

Published 20 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:36

Updated 8 марта, 05:36

Звезда Виктора Цоя

Звезда Виктора Цоя

20 июня 2012, 20:00
В центре Санкт-Петербурга, на ставшей в последние дни еще более оживленной Малой Садовой улице проходит выставка фотопортретов Сергея Берменьева «Звезда по имени Цой», приуроченная к 50-летнему юбилею легендарного музыканта. Солидная дата с трудом соотносится с обликом глядящего с фотографий задумчивого юноши, навсегда

Прав был ушедший годом позже Виктора Цоя лидер рок-группы «Зоопарк» Майк Науменко, когда говорил, что «в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным». С годами популярность «последнего романтика советской эпохи» не меркнет, а только растет. В Петербурге-Ленинграде – городе, где Виктор Цой родился, был отчислен за неуспеваемость из художественного училища имени Серова, выучился на резчика по дереву и основал (совместно с Олегом Валинским и Алексеем Рыбиным) группу «Гарин и Гиперболоиды» (впоследствии переименованную в «Кино»), его имя стало и вовсе культовым. Культовым же местом для всех поклонников музыканта обречена стать на ближайшие месяцы крошечная пешеходная улица, где проходит фотовыставка.

Однако как бы ни был популярен Виктор Цой, возможность осуществления подобного монопроекта (один герой – один фотохудожник), обрела реальные очертания лишь благодаря дару Сергея Берменьева, широко известного на Западе и все еще недостаточно на российских просторах. Московская публика сполна оценила мастерство Берменьева два года назад во время уникального фотопроекта «Восемь звезд» в Новом Манеже. В 2004 году фотохудожник получил одну из главных премий конкурса «Серебряная камера» (за серию «звездных» портретов), а в далеком 1987-м (в свою бытность студентом юридического факультета Московского университета) выполнил и продемонстрировал гостям Московского кинофестиваля портрет Федерико Феллини…

Словно и не наступила эпоха цифровой фотографии – Берменьев снимает на пленку. Более того, пренебрегает ретушью и фотошопом. Впрочем, новомодные «прибамбасы» вряд ли нужны, когда умеешь «видеть» и тебе есть что сказать. Редкая способность проникнуть во внутренний мир героя, настроиться на его волну позволяет Берменьеву улавливать малейшие изменения мимики, жеста, выражения глаз, передавая внутреннее посредством внешнего, «оживляя» и образ, и переживание. Благодаря этому черно-белая техника не переходит в категорию ретро, а существует в пространстве – вне времени и вне… смерти. «Цой появился, как стрела, выпущенная Высшими Силами, и, не подчиняясь закону всемирного тяготения, он ушел не в землю, а наверх, в Космос, и сияет нам яркой звездой», – утверждает художник не только на словах, но и своим творчеством.

"