Posted 16 декабря 2004,, 21:00

Published 16 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Повестка в театр

Повестка в театр

16 декабря 2004, 21:00
Массовое искусство в России все чаще выполняет функцию агитпропа. Сериалами про «ментов» и имиджевой рекламой органов МВД дело не ограничилось. Экраны постепенно заполняются армейскими сериалами, в театрах появились военные мюзиклы. Не отстает и самодеятельность: в средней школе № 1 города Владимира идет активная подго

Школьный спектакль во Владимире ставится «по благословению» областного военного комиссара Николая Сеньшова. Автор сценария и режиссер-постановщик – 32-летний Павел Григорьев, по образованию психолог, по должности – заместитель командира части по воспитательной работе, а по призванию – артист. Павел каждый день ездит во Владимир из Коврова, на репетицию. Главные герои мюзикла – трое 18-летних «ребят с нашего двора». По замыслу драматурга, двое из них идут в армию, а третий – богатенький – откупается от священного долга. Отказавшийся от «школы жизни» медленно «разлагается» под пиво. Девушки отказывают ему в любви, даже на коммерческой основе – они ждут своих парней, попавших в «горячие точки».

Идею мюзикла поддержали и директор школы Татьяна Балбекина, и родители, и старшеклассники. Павел Григорьев заявил «НИ», что «этот мюзикл – ответ попсовой культуре, ее диверсиям вроде группы «Тату». В спектакле он применил ноу-хау: патриотическую идею зашифровал в реплики героев по методу нейролингвистического программирования (НЛП). То есть любовь к армии закрепится в умах школьников вне зависимости от их желания.

Комбат против Интернета

Кампания по рекламе военной службы активизировалась на всех фронтах. Пока плеяда западных поп-рок-звезд выступает против войны в Ираке, наша поп-сцена рекламирует мифические прелести армейской жизни. Клип Леонида Агутина «Граница» вряд ли столь упорно держался бы наверху хит-парадов в течение года с лишним, если бы Леонид в нем не чистил картошку, а размахивал пацификом и пел о том, сколько жизней уносят афганские, иракские и чеченские военные кампании. На смену Агутину готова прийти и молодая поросль. Клип и текст песни «народного артиста» Алексея Гомана «Русский парень» сильно смахивают на военный пиар. Пока поп-жанр ищет новые образы, в столичном «Олимпийском» впервые поставили российский патриотический мюзикл «Воины духа». Его идейный вдохновитель Константин Ахапкин предпочитает называть свое детище «музыкальным спектаклем». «Слишком уж серьезной теме посвящены наши «Воины духа», чтобы обзывать их столь легкомысленным словом, к тому же иностранным», – заявил он обозревателю «НИ».

Речь в «Воинах духа» идет о Чечне, точнее, о гибели 6-й роты 76-й Псковской дивизии ВДВ. В январе 2001 года десантники принимали участие в штурме Грозного, сдерживая натиск превосходящих сил боевиков, прорывавшихся в Аргунское ущелье. Из 90 человек в живых остались 6.

Но если с идеей все было в порядке, то художественная ценность спектакля оказалась ниже всякой критики. Мировое зло воплотилось в образе некоего Провайдера, владыки Интернета. По мысли авторов мюзикла, Интернет «отвлекает нашу молодежь от проблем насущных, уводит в виртуальный мир, прививает законы общества потребления». Олицетворением же реального, живого мира выступает... Комбат и его героические ребята-десантники, которые вступают в битву за души главного Героя (Павел Майков) и его друзей. Какая связь между злобным Провайдером и чеченской войной, объяснить сложно.

Министерству обороны премьера понравилась. До такой степени, что оно включило «Воинов духа» в федеральную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На второй, послепремьерный, спектакль, показанный для высшего командного состава российских Вооруженных сил, зрителей приводили целыми воинскими подразделениями.

Киногерой Буданов

Вслед за мюзиклами появились телефильмы и сериалы, рассказывающие о непростой судьбе российских военных. Одним из первых стал фильм Николая Стамбулы «Марш бросок». Бедный мальчишка-беспризорник, воспитывавшийся в детдоме, рвется защищать Родину в Чечне. В процессе боевых действий он теряет своего лучшего друга, но быстро утешается в объятиях его сестры, которая становится его невестой. Сериал «Господа офицеры» также грешит излишней идеализацией военной службы. Три друга, прошедших в свое время Афганистан, встречаются через 20 лет. Один стал успешным российским генералом, другой сделал карьеру надзирателя и сейчас возглавляет исправительно-трудовую колонию, а третий – бывший полковник – приговорен к заключению в этой самой колонии. Последний во время боевых действий в Чечне случайно убил чеченского мальчика. Именно его преподносят как образец российского офицера, верного идеалам долга и чести. Полковнику Буданову посвящается.

Иным путем пошли создатели сериала «Спецназ» (режиссер Андрей Малюков). Группа спецназа ГРУ борется с террористами уже не в России, а в самых разных странах мира. В том же ключе развивается действие в новом кинобоевике «Личный номер». Приглашения на премьеру этого антитеррористического триллера распространялись среди неких «спецструктур», на первом показе присутствовал бывший шеф внешней разведки Евгений Примаков, а в фойе дежурила собака для поиска взрывчатки.

Министерство обороны свою причастность к созданию «патриотического искусства» категорически отрицает. «Мы бы и рады помочь финансированием авторам патриотических спектаклей, фильмов, сериалов, но военному ведомству, как бюджетной организации, это не потянуть, – признался в разговоре с обозревателем «НИ» начальник группы по связям со СМИ Управления информации и общественных связей Министерства обороны РФ, полковник Геннадий Дзюба. – Это личная инициатива российских предпринимателей и бизнесменов. Можно много говорить о сомнительных художественных достоинствах тех же сериалов, но после их просмотра дети начинают играть в российских спецназовцев, а не в американских рейнджеров, что само по себе большой плюс».



ТЕПЕРЬ ТЫ В АРМИИ

Наши фильмы и мюзиклы покажутся детским лепетом по сравнению со скандалом, разразившимся в США. Два года назад здесь появилась игра America’s Army («Американская армия»), которую можно было бесплатно скачать из Интернета. С ее помощью тинейджер мог вкусить все прелести военной службы. Он охранял трубопровод на Аляске, освобождал захваченных террористами солдат… В процессе игры предлагалось подписать «контракт на службу в вооруженных силах США». Через несколько дней подписавшему его геймеру приходила повестка – явиться на призывной пункт. Выяснилось, что игрушка игрушкой, а контракт – настоящий. America’s Army была создана программистами по заказу ВМФ США. Стоимость ее разработки – 7 миллионов долларов – рекордная для компьютерных игр данного класса, однако это всего лишь полпроцента армейского бюджета, отведенного на рекрутирование. Родители новоявленных рейнджеров обвинили армейских чиновников в мошенничестве. Они считали, что их детям «сознательно задурили головы», и были готовы отстаивать свою точку зрения в суде. Скандал удалось замять. Сайт же www.americasarmy.com функционирует и поныне, продолжая пропагандировать службу в армии США.

"