Posted 16 апреля 2006,, 20:00

Published 16 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Мат кетчупом

Мат кетчупом

16 апреля 2006, 20:00
О том, что 64 клетки шахматной доски могут быть не только ареной для спортивных баталий, но и площадкой для модных художников, москвичам поведала выставка, открывшаяся в конце минувшей недели. В галерее Гари Татинцяна продемонстрировали «Шахматную коллекцию». Присутствовавший на открытии чемпион мира Гарри Каспаров смо

В 2001 году в Британии задумали странный проект. Самым ярким художникам современности предложили создать наборы для игры в шахматы, и они, конечно, развлеклись от души. Результат в какой-то степени отражал ведущие тенденции современного авангардного искусства. Спустя два года коллекцию пополнили новыми экспонатами, а теперь все это великолепие привезли к нам.

У братьев Чэпменов шахматная партия превращается в настоящий уличный бой, да еще и по Фрейду. Длинноволосые подростки выстроились белые против черных, у тех и у других вместо носов и ртов то, что обычно располагается у мужчин между ног. Смешные подростки излучают неподдельную агрессию. Так что игроки, которые воспользуются этим набором, рискуют заразиться энергетикой и натурально подраться после партии. У Дэмьена Херста получились лекарственные фигурки: они сделаны как медицинские флаконы, при этом настолько стильные, что обычному человеку скорее покажутся похожими на бутылочки из-под парфюмерии. Впрочем, Херст, как известно, вообще любитель темы медицины и лекарств.

В шахматы Чэпменов и Херста поиграть вполне можно – они сделаны так, что четко видно, где король, ферзь и пешки. Но некоторые наборы абсолютно декоративные, все фигурки разные, никакой игры не получится. Может, к шахматам их создатели равнодушны, но в умении создать просто симпатичные вещицы им не откажешь.

Пол Маккарти и Том Фридман решили сварганить фигуры из подручных вещиц. Бутылка кетчупа, головка чеснока, картонка из-под туалетной бумаги, разные флакончики – в дело пошло все, что оказалось дома. Это выглядит довольно мило, но закрадывается подозрение, что художники не очень напрягались, готовясь к проекту. К тому же из-за этого оригинального приема совершенно разные авторы оказались неприятно похожи.

На их фоне остальные наборы выглядят просто монументально: бразилец Тунга отлил фигурки из бронзы в форме зубов. Ассоциация, которая возникла у художника, прозрачна и изящна. Шахматных фигур – тридцать две, как и зубов у человека. Зубов, конечно, бывает и меньше, но и число фигур в процессе игры уменьшается.

Женские шахматы – отдельная история. Наш пол не особенно блещет на мировой шахматной арене, так что осмысливаем как можем. По-женски трогательные фигурки вышли у британской художницы Рэйчел Уайтрид: на пестрой доске уютно стоят симпатичные креслица, стульчики, шкафчики, комодики. Правда, в эти шахматы играть совсем не хочется. Скорее появляется желание заставить ими игрушечный домик для кукол.

Две другие художницы далеко не так трогательны. Яйои Кусама из Японии создала безумный галлюциногенный набор под названием «Тыквенные шахматы». Стильные и яркие фигурки, раскрашенные в кружочек, запросто могут загипнотизировать игроков, так что партия получится по меньшей мере странная.

На доске кусок фотографии, на которой человеческий рот что-то кричит, справа и слева черное борется с красным – мощные абстрактные шахматные фигуры. Это знаменитая американка Барбара Крюгер. Благодаря тому, что все мы знаем правила игры, ее абстракция оказывается вполне конкретной.

Шахматы – вообще странный спортинвентарь. Серьезные люди всегда предпочитали играть красивыми, изысканными фигурками, сделанными желательно вручную. Но наборы из «Шахматной коллекции», наверное, будет сложно использовать: очень уж они отвлекают своим необычным внешним видом.

"