Posted 16 февраля 2004,, 21:00

Published 16 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

ДВОЙНИК

ДВОЙНИК

16 февраля 2004, 21:00
На днях в городе Уинстон-Салем (штат Северная Каролина) разразился бурный скандал вокруг выступления некоего Российского государственного национального симфонического оркестра. В самый последний момент концерт был отменен, а коллектив обвинен в жульничестве. В частности, в том, что музыканты выдавали себя за участников

На афишах концертного зала Coliseum, где должен был состояться вечер классической музыки, в день концерта вдруг появились странные «ремарки»: слушателям было предложено сдать билеты. Администрация зала публично приносила извинения и уверения, что «не намеревалась вводить публику в заблуждение». Как выяснилось, панику подняли юристы плетневского Российского национального оркестра, которые потребовали отмены выступления неизвестного коллектива, чье имя практически совпадало с брендом РНО. Как вскоре выяснилось, речь шла о коллективе под управлением Сергея Кондрашева, который агенты из компании «Коламбиа артистс» решили преподнести именно так. Инцидент не был бы таким громким, если бы не два обстоятельства. Во-первых, настоящий РНО в это время действительно был в Америке – завершал свой гастрольный тур концертом в нью-йоркском Карнеги-Холле под управлением Александра Ведерникова и был разрекламирован премией «Грэмми», полученной за диск с участием Михаила Горбачева и Билла Клинтона. А во-вторых, компания «Коламбиа артистс» с плетневским РНО знакома не понаслышке – именно этому агентству оркестр обязан своими первыми триумфальными гастролями в США лет десять назад. Именно с этим агентством в начале 90-х новый директор РНО Сергей Марков расторг эксклюзивный договор на право представлять оркестр во всем мире. Этот факт биографии ни та, ни другая сторона не могла забыть. В интервью «Новым Известиям» Сергей Марков сказал, что сегодня бренд РНО формально может быть оценен свыше 20 миллионов долларов. Поэтому коллектив готов тратить средства на юристов, дабы поддержать свое реноме на международной арене».

Для России этот случай, к сожалению, не частный. В 90-х годах, когда границы были открыты, в Европу и Америку хлынули десятки «российских национальных оркестров», которые собираются в странах Восточной Европы и бывшего СНГ для «чеса». Десятки «балетов Большого театра» по сей день «чешут» по странам Юго-Восточной Азии. Благодаря этим горе-музыкантам подрывается авторитет российской культуры вообще. К примеру, некоторые иногда просто боятся общаться с русскими музыкантами. Во время одного из выступлений в Германии в католическом монастыре Нового московского хора, специализирующегося на современной элитарной музыке, к дирижеру подошел настоятель и стал просить прощения за то, что у них нет для угощения водки и самогона, которые русские обычно требуют после концертов.

Посмотрев, как прыгают неопрятно одетые балерины из липового «Большого театра» или фальшивят пьяные музыканты липовых оркестров, зарубежные зрители уже не пойдут смотреть и слушать настоящих российских звезд.

На сегодняшний день пока что всерьез защитой своих прав озабочены лишь две отечественные компании – Большой театр и РНО. Остается надеяться, что этими проблемами и проблемами патентования отечественных брендов вскоре займутся государство и российские авторские общества.



Справка «НИ»

Впервые с проблемой музыкальных двойников в начале 90-х годов всерьез столкнулась суперпопулярная среди подростков поп-группа «Ласковый май». Огромное количество псевдо-«Ласковых маев» разъезжали по стране с гастролями и пели под фонограмму. Сегодня двойниками могут «похвастаться» многие известные российские эстрадные исполнители, среди которых Земфира, Александр Серов, Верка Сердючка (Андрей Данилко). В сфере классической музыки двойники появляются реже и действуют не столь откровенно. В октябре 2000 г. по городам Сибири гастролировал «дублирующий состав» «Виртуозов Москвы» без дирижера Владимира Спивакова и большинства основных солистов. Наиболее скандальный случай связан с гастролями в Израиле в начале 2002 года некоторых артистов Большого театра с использованием всемирно известного бренда. Руководство Большого подало в суд Иерусалима иск к израильской продюсерской фирме FM Production, которая при организации гастролей незаконно использовала торговую марку театра. Иск был удовлетворен. Согласно решению суда FM Production должна была принести официальные извинения Большому театру в тех изданиях, где публиковала рекламу гастролей. Другая израильская продюсерская компания, Vichansky Production, организовавшая аналогичные гастроли, пошла на мировую с Большим театром, не дожидаясь суда.

"