Posted 15 августа 2012,, 20:00

Published 15 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:31

Updated 8 марта, 05:31

Заграница нам покажет

Заграница нам покажет

15 августа 2012, 20:00
Мультижанровый марафон «Театральное лето Тампере», включающий основную и off-программу, представляет срез самого свежего и любопытного финского театра, а также дает возможность познакомиться с избранными зарубежными новинками. Хоть Финляндия и существует в некоем статусе периферийной зоны по сравнению с центральноевроп

Компактный и приветливый город Тампере, который находится между двух живописных озер, располагает влюбленной в театр, чуткой публикой и вполне достойными сценическими площадками. И сегодня Тампере гордо носит титул театральной столицы страны Суоми, а близость к России вдохновляет местный театр на отображение и осмысление культурных, исторических, ментальных связей двух стран. Вот и в этот раз основная программа, представленная работами режиссеров как с мировыми именами, так и еще не знакомых широкой публике, изобилует российской тематикой.

Один из ярчайших спектаклей фестиваля – «Дядя Ваня» в постановке Андрея Жолдака для шведоязычного Klockrikteatern из Хельсинки. Знаменитый украинский режиссер уже утвердился в Финляндии своей версией «Анны Карениной» в городском театре Турку, а в сентябре там же можно будет увидеть его прочтение «Вишневого сада». Герои Чехова – Жолдака балансируют в наэлектризованном действии на грани трагически-античных и животных страстей. Замысловатая, эклектичная интерпретация «драмы жизни» чуть ли не распадается на игру символов и смыслов, однако спектакль складывается в целостное полотно. Эксцентрика работ Жолдака прекрасно вписалась в культурный контекст северной страны, в которой скромность и холодность в жизни становятся поводом мощнейшего эмоционального выплеска на театральных подмостках.

Подобному принципу следует и искусство Кристиана Смедса – пожалуй, самого значимого финского режиссера на сегодняшний день, знаменитого своим самобытным и бескомпромиссным сценическим почерком. Темы и мотивы романа «Братья Карамазовы» становятся пространством для экспериментов Смедса и 12 молодых одаренных эстонских артистов, недавних выпускников академии культуры Вильянди. «12 Karamazov» – четырехчасовое, почти ритуальное действо, находящееся на стыке рок-концерта, импровизаций, инсталляций и драматического театра.

Нидерландский театр Toneelgroep привез в Тампере постановку маэстро Ивован Хове – «Husbands», театральную интерпретацию одноименного фильма Джона Кассаветиса 1970 года. Явные симптомы кризиса среднего возраста, нахлынувшего на трех приятелей после внезапной смерти их друга, составляют эту лирическую, но очень мужскую комедию. На уровне глаз у каждого актера прикреплено по видеокамере. На дисплее, подвешенном над сценой, транслируется происходящее в данный момент с точки зрения кого-либо из персонажей. Так зрители смотрят на чуть нелепые, но жизненные перипетии этой истории глазами героев, невольно примеряя ситуацию на себя.

В год своего полувекового юбилея берлинский театр Шаубюне показал на фестивале в Тампере пьесу, также вдохновлявшую кинематограф – «Талантливый мистер Рипли» Патрисии Хайсмит в постановке Жана-Кристофа Гокеля. При всей непретенциозности и простоте выразительных средств берлинцы продемонстрировали блестяще сыгранную камерную драму.

Едкую и бескомпромиссную трагикомедию показал театр из Хельсинки Ryhmateatteri – «Бесконечный рост». Она имеет подзаголовок: «Комедия о трудовой продуктивности». В основе – история жизни простого инженера Антеро Алапюльпюря, изобретающего утопические механизмы, которые должны позволить предприятию и государству вовсе не нанимать работников. Пьеса лихо проходится по социальным и религиозным институтам европейского общества. Режиссер Эса Лескинен мастерски обходится с небольшим сценическим пространством, рассыпая перед зрителями трюки, замечательные по своей театральности. Пять талантливых актеров играют огромное множество персонажей, буквально заселяя сцену яркими типажами. По своей форме «Бесконечный рост» – искрящаяся комедия, по содержанию – невероятно пессимистичное произведение об абсурдности общества «всеобщего благоденствия» и несостоятельности человеческой мечты.

Однако несмотря на не самую обнадеживающую тематику некоторых спектаклей и финскую национальную самокритичность, а может, как раз благодаря им, театральная культура Финляндии демонстрирует положительную динамику. А значит, можно с нетерпением ожидать, чем порадует фестиваль «Театральное лето Тампере» в следующем году!

"