Posted 14 мая 2012,, 20:00

Published 14 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Босх с нами

Босх с нами

14 мая 2012, 20:00
К 100-летию ГМИИ имени Пушкина, которое отмечается в конце мая, на Волхонке открылась выставка «Воображаемый музей». Почти пять десятков произведений из разных музеев мира «растворились» в двух зданиях Пушкинского. Зрителям предлагается оценить иностранных гостей в окружении местных раритетов. Попытка заставить москвич

Затея в общих чертах выглядит так: каждому любителю искусств по единому билету предлагают посетить два корпуса (Главный с колоннами и Галерею с импрессионистами). И там и здесь, рядом со входом, установлены схемы, где искать привезенные шедевры. Скажем, в египетском зале (который, кстати, недавно реконструировали) помимо всем известной мумии теперь сидит «Писец Хети», приехавший из музея города Хильдесхайма, и красуется голова Аменемхета III из берлинского собрания. Перед тем как пройти в «Египет», зрителя может задержать знаменитая шумерская лира из Британского музея (для своих 5000 лет она на редкость новенькая). В общем, путешествие по известным местам теперь превращается в эдакий квест: отыщи древнегреческую вазу, потом бюст римского императора Каракаллы, а на десерт – «Обнаженную» Модильяни.

Не сказать, чтобы всем эта игра сильно нравилась: до французских картин XVIII века (Ватто, Фрагонар, Шарден) на втором этаже доходит редкий посетитель. И дело даже не в том, что французов у нас не ценят. На втором десятке «сюрпризов» всякий запал пропадает не только по вине ленивых зрителей. Проблема в том, что вопреки названию проекта, все происходящее дает мало пищи воображению.

В идеале планировалось, что каждый из приехавших шедевров вступит в отношения с местными обитателями. Действительно, к юбилею доставили вещи таких мастеров, имена которых не встречаются не только в Пушкинском, но и вообще в российских музеях. Например, Босх – его картинку «Извлечение камня глупости» из Мадрида теперь можно оценить в немецком зале. Или Модильяни – ни одной его картины у нас нет, а тут явились сразу две.

Но все эти замечательные артефакты отказываются сотрудничать со старожилами: от того, что рядом с огромным гипсовым повторением «Фарнезского быка» вдруг возникла миниатюрная статуя танцующей менады из Дрездена, лучше никому не стало. И «Бык» дискредитирован в своей поддельности (не самый виртуозный слепок XIX века), и менада затоптана громадным животным. Как ни крути, но «воображаемый музей» все равно обернулся выставкой отдельных шедевров, просто разбросанных по разным местам.

Конечно, при вдумчивом подходе около каждого объекта можно развернуть свою драматургию. Вот, например, знаменитое «Несение креста» Эль Греко из мадридского Прадо – изображение Спасителя. Оно находится рядом с трофейным «Иоанном Крестителем» того же Эль Греко. Сравним манеру, стиль, образ... «Праздник любви» Ватто (Дрезден) оказался по соседству от нашего «Бивуака» того же мастера – война и мир в начале XVIII столетия. Но все это скорее радости специалистов и музейных сотрудников.

Положа руку на сердце приходится признать, что привезенные вещи – очень достойные, но не самого первого ряда (исключение составляет только модернизм ХХ века, которого у нас фактически не собирали – но до Галереи искусства стран Европы и Америки еще дойти надо). К тому же, к всеобщему сожалению, «выставки одного шедевра» сегодня переживают не лучшие времена – в эпоху массового копирования штучный товар не особо ценится. Больше в чести развернутые проекты, сборные шоу (типа уже виденного нами Дали, который теперь собирает очереди в Риме). Можно было бы разделить посещение пяти десятков раритетов и смаковать их по отдельности – каждый день по одному, так до середины лета. Но цена билета, превышающая 10 евро (больше, чем в Лувр и берлинские музеи), не настраивает на культурный марафон.

"