Posted 13 марта 2011,, 21:00

Published 13 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Кресло на пороховой бочке

Кресло на пороховой бочке

13 марта 2011, 21:00
Директор Большого театра Анатолий Иксанов объявил о смене художественного руководителя балета ГАБТа. Имя нового начальника официально не названо, его огласят 15 марта. Но директор дал понять, что, скорее всего, труппу возглавит Махар Вазиев, бывший солист, многолетний глава балета Мариинского театра, а позже – и до пос

Как гласит официальное заявление Анатолия Иксанова в связи с уходом прежнего балетного начальника, «Юрий Петрович просил не продлевать его контракт, и мы решили удовлетворить его просьбу». В таком раскладе нет ничего удивительного: в кулуарах театра давно ходили слухи о накопившемся взаимном недовольстве. Юрий Бурлака, у которого 15 марта заканчивается контракт, пришел в театр после ухода Алексея Ратманского (кстати, они одноклассники). Получив власть, пассеист Бурлака сосредоточился на классике, мало обращая внимания на современную хореографию, да и генерировать актуальные репертуарные идеи он не особо умел. Со временем дирекция захотела иметь более креативного и менее консервативного худрука, а Бурлака, осознавший, что руководящая ноша ему непосильна, возмечтал вернуться к любимому делу – реставрации старинных балетов.

Почему пригласили Махара Вазиева, понятно. Во-первых, он имеет богатый театральный опыт: сначала был премьером балета Мариинского театра, познавшим его кухню изнутри, потом тринадцать лет возглавлял знаменитую труппу. Во-вторых, Махар Хасанович в Петербурге слыл требовательным руководителем и перфекционистом: он не давал труппе, включая звезд, прав на капризы и вольницу. Это наверняка окажется ГАБТу полезным. При Вазиеве труппа Мариинки по классическому танцу слыла одной из лучших в мире, но при этом обратилась и к лучшим образцам мировой современной хореографии. Правда, последнее обстоятельство понравилось не всем. Противники обвиняли питерского директора в забвении российских традиций, причем под традициями понимался в основном советский период. Иначе не объяснишь, почему те же люди восстали против реконструкций старинных балетных оригиналов, проводимых театром по архивным записям (этот проект тоже инициировал Вазиев). По этой или по другой причине, но глава Мариинского театра Валерий Гергиев перестал быть довольным своим балетным подчиненным и в 2008 году подписал его заявление об увольнении.

Опальный директор недолго оставался без работы. Его пригласили руководить балетом в Милан. По слухам, Вазиева рекомендовала Брижит Лефевр – глава балета «Парижской оперы», оценившая энергичность российского коллеги. Но только Махар Вазиев развернулся в Италию (в частности, он организовал «аутентичную» постановку старинной «Раймонды», которая состоится осенью), как его пригласил Большой театр. Честолюбивый Вазиев согласился не сразу. Но мало сомнений в том, что его назначение не состоится: как отказаться от предложения получить высокую должность в ведущем музыкальном театре России, балетная труппа которого на порядок сильнее миланской? Хотя ради этого Вазиеву придется досрочно расторгнуть итальянский контракт, заключенный до середины 2012 года.

Работа в Москве не будет легкой: руководящее кресло худрука Большого балета в определенном смысле стоит на пороховой бочке. Вазиеву (или любому другому на этом месте) предстоит лавировать между различными интересами и группировками в весьма строптивой труппе. Как-то делить полномочия с Юрием Григоровичем во всем, что касается балетов мэтра, числящихся в афише Большого. И противостоять высокомерию отдельных артистов, высказывающихся в стиле: «Вот этот никогда не танцевал в нашем театре, а теперь он будет указывать мне, что делать?» Поскольку творческие планы балета объявлены до середины 2012 года, а сверстаны гораздо дальше, на долю нового начальника, особенно в первое время, придется долгосрочное планирование. Вазиев явно не будет зацикливаться на одной классике, хотя, скорее всего, захочет провести пару-тройку реконструкций старины вместе с постоянными сподвижниками – консультантом Павлом Гершензоном и хореографом Сергеем Вихаревым. Наверняка в афише Большого увеличится и список балетов классиков XX века – Баланчина и Форсайта. Станет расти количество названий (и, возможно, неожиданных) совсем современной хореографии. В труппе будет подавлена на корню анархия любого рода, способная молодежь получит зеленую улицу, а маститые артисты будут поставлены перед выбором, что для них на первом месте – частые выступления в родных стенах по формуле «когда нужно театру» или личная карьера где угодно, но с реальной возможностью уступить роли юным соперникам. Таковы были, во всяком случае, методы прежнего Махара Вазиева. Но время идет. И кто знает, каким он придет в Большой театр после европейского опыта руководства?

"